Введение

Термин "политология" образован от двух греческих слов: politico — "государственные, общественные дела" и logos — "знание, учение", что буквально означает "знание о политике, политической жизни". В связи с этим политологию как только не называют: а) наукой о государстве; б) наукой о политическом господстве; в) наукой о политическом порядке; г) учением о формировании и разделении власти; д) учением об авторитетном распределении ценностей в обществе, а американские политологи именуют её "теорией регуляции конфликтов". Но в любом случае это наука о политике.

В течение многих веков политика оказывала огромное влияние на судьбы народов и стран. В современном мире политика играет всё более возрастающую роль в связи с проблемами глобализации, формированием единого мирового пространства, рынков товаров, капиталов, услуг, рабочей сипы, информации, ростом городов, массовой миграцией. Мир резко изменяется: ломаются привычные стереотипы поведения, многие народы идут по пути демократии, построения правового государства и гражданского общества. В политику вовлекаются многие миллионы людей, изменяются средства политической деятельности. Всё это требует ответственности всех тех, кто причастен к политике, кто её осуществляет.

Для того чтобы осознать своё место в политической жизни общества, выработать свою гражданскую позицию, своё отношение к происходящим событиям, разобраться в сложных политических явлениях и процессах, необходимо быть компетентным в вопросах политики. Актуальность и современность знаний о политике обусловлена самой сутью политологии как науки, изучающей человеческий мир в динамике и социальной трансформации, что происходят вокруг нас.

Систематизация знаний по общественным дисциплинам в данном курсе обусловлена общепризнанной методологической функцией политологии по отношению к другим социально-гуманитарным наукам.

Предлагаемое учебное пособие задумано как сжатое и доступное изложение основных тем курса для студентов неполитологических специальностей.

Организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения

Современное постиндустриальное общество с его "интеллектуальными технологиями" и всевозрастающей ролью телекоммуникационных систем и информационных технологий создали предпосылки для непрерывного образования и обучения человека в течение всей его жизни. Эта необходимость обусловлена постоянным ростом объёма информации, которая удваивается каждые 10—15 лет и, соответственно, также быстро устаревает. Получив образование даже в самом престижном вузе, специалист должен постоянно пополнять и обновлять свои знания, иначе он окажется невостребованным.

Самостоятельная работа — это неотъемлемая часть обучения по освоению специальности и получению навыков самообразования. На самостоятельную работу в вузе отводится столько же времени, сколько и на аудиторную. Результативность этой деятельности зависит от усилий и воли студента, от мотивации его деятельности, от уровня подготовки в средней школе и навыков самостоятельной работы.

К формам самостоятельной учебной работы относятся:

— работа со специальной литературой, в результате которой студент получает навыки пользования словарями, энциклопедиями, справочниками;

— ознакомление с методами и приёмами работы с нормативной и методической документацией;

— освоение новых информационных технологий;

— умение проводить научное исследование. Внеаудиторная работа может выполняться самостоятельно или под руководством преподавателя — это работа в студенческих научных секциях, подготовка курсовых и выпускных (аттестационных) работ.

С целью улучшения организации самостоятельной работы важно активизировать научно-исследовательскую работу студентов в студенческих научных кружках, проблемных группах. Для этого необходимо на заседаниях систематически, публично обсуждать полученные результаты и выводы, с последующим опубликованием материалов, полученных на конференциях различного уровня, а также участием в конкурсных программах всероссийского, регионального уровней. Реализация механизма самостоятельной работы студентов позволит повысить уровень подготовки специалистов, отвечающих всем современным требованиям, и обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

Отметим прежде всего наиболее общие приёмы и методы самостоятельной работы, проверенные практикой, которые могут быть целесообразными, приемлемыми и полезными для студентов:

— проводить самостоятельные занятия следует запланировано и систематически;

— важно правильно оборудовать своё рабочее место: необходимо позаботиться о том, чтобы во время работы всё было под рукой; следить за чистотой воздуха, комфортной температурой, правильным освещением и тишиной в рабочей комнате;

— для работы предпочтительнее периоды с 8 до 12 часов и с 18 до 21 часа;

— не нужно переутомляться, после 1—1,5 часов занятий полезно выделить время на отдых; слишком частые перерывы также не желательны, как и многочасовая работа без отдыха;

— важно приучить себя работать, не обращая внимания на внешние помехи, центрировать своё внимание, выделять главное и сосредоточиваться на нём;

— приступая к самостоятельному изучению (темы, проблемы), установите реальные и чёткие сроки выполнения работы;

— ознакомьтесь с ОГЛАВЛЕНИЕм программы и составьте план своих занятий, т. е. разделите материал на последовательно изучаемые вопросы;

— после ознакомления с ОГЛАВЛЕНИЕм самостоятельно изучаемой проблемы выделите основные вопросы, чтобы затем, в процессе работы над материалом, найти на них ответы. Нужно выделить наиболее важные факты, примеры, понятия, которые следует запомнить.