Этнопсихологические особенности кризисов (конфликтов) в семейных отношениях

Каждый, кто интересуется спецификой отношений в смешанных полиэтнических семьях, должен помнить, что существуют два рода трудностей, свойственных им. Во-первых, эти отношения значительно отличаются от тех, которые присутствуют в семьях, где супруги являются представителями одной национальности. Их надо предварительно очень хорошо изучить, осмыслить, а затем и учитывать, иначе нельзя добиться приемлемого и эффективного взаимодействия супругов. Во-вторых, обычно присутствует значительный дефицит информации о том, что происходит в любых семейных отношениях, а о семьях представителей конкретных этнических общностей и смешанных известно еще меньше, потому что они вдвое-трое более замкнуты в силу строгости или необычности национальных традиций, существующих у них.

Человеческие взаимоотношения всегда предполагают взаимное влияние людей друг на друга, вызывают столкновение характеров, интересов, потребностей, стремление отстаивать или навязывать свои взгляды, суждения, оценки. Подобная ситуация является типичной и для семейных отношений. Брак заключается для взаимного удовлетворения самых разных потребностей. И если это не происходит даже частично, то возникают ссоры, непонимание, а затем и хронические кризисы взаимоотношений (конфликты), часто разрушающие семью[1].

Есть в этом и национальная специфика, опыт изучения которой свидетельствует, что кризисы (конфликты) в семейных отношениях представителей разных этнических общностей могут быть:

– всегда своеобразными, поскольку на них накладывает отпечаток специфическое сочетание и переплетение разных форм взаимоотношений и поведения, традиций воспитания, принятых у представителей разных народов;

– менее или более сильными, что зависит от степени сходства или различия норм отношений и традиций поведения, в которых воспитаны супруги, относящиеся к разным национальностям;

– всегда менее или более регулируемыми, так как каждая нация вырабатывает и накапливает опыт решения семейных проблем;

– очень трудными для преодоления, когда речь идет о семьях, в которых объединились супруги, представляющие те национальности, у которых традиции воспитания и нормы отношений, поведения отличаются коренным образом[2].

В современной социальной психологии используются различные основания для классификации супружеских кризисов отношений (конфликтов): неудовлетворенные потребности членов семьи, неадекватное разделение труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье и др. Кризисы (конфликты) в семейных отношениях на национальной почве все же предпочтительнее классифицировать по потребностям супругов, поскольку мотивация играет решающую роль во взаимодействии людей. По этому основанию обычно различают:

– размолвки, кризисы, конфликты, возникающие на основе неудовлетворенной индивидуальной потребности в реализации своего "Я", нарушении чувства собственного достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения (особенно сильны они в семьях, где супруги являются представителями национальностей, различия в психологии и традициях которых очень значительны, и поэтому они долгое время не могут адаптироваться к друг другу);

– психологическую напряженность в отношениях, размолвки, конфликты, возникающие по причине неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов (существует достаточно большая национальная специфика сексуальных отношений и полового воспитания, которая супругов разных национальностей не всегда может удовлетворять);

– психологический дискомфорт, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенных потребностей одного или обоих супругов в положительных эмоциях во взаимоотношениях: из-за отсутствия ласки, заботы, внимания, взаимопонимания, недостаточного чувства юмора, отсутствия материального или духовного поощрения (здесь также прослеживается достаточно сильная национальная специфика – есть нации, у представителей которых не принято отчетливо и часто выражать признаки внимания со стороны супруга, например в семьях бурят, некоторых народностей Севера Кавказа, а у удмуртов, башкир, наоборот, приоритет отдается в этом смысле женской половине);

– кризисы, ссоры, конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи (например, у некоторых народов Северного Кавказа, у калмыков, излишние расходы на эти пристрастия со стороны супруга являются само собой разумеющимся делом, а у представителей финно- угорских народов такого рода расходы находятся под прямым и строгим контролем супруги);

– финансовые разногласия, возникающие на основе не согласующихся по разным причинам потребностей супругов в распределении бюджета на ОГЛАВЛЕНИЕ семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение совместной жизни (например, у финно-угорских народов России все эти разногласия строго регламентируются одинаковой долей ответственности за них, которую несут согласно национальным традициям и муж, и жена, а у народов Северного Кавказа приоритет в этих вопросах почти всегда на стороне мужа);

– кризисы отношений, конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимной поддержке и сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми (чаще всего такие конфликты возникают в семьях, где жена славянского происхождения, а муж – представитель народов Северного Кавказа или Средней Азии);

– размолвки, ссоры, кризисы, конфликты, возникающие на почве различия потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, разных хобби[3].

Считается, что категории "устойчивость", "нестабильность" брака, семьи также являются зависимыми от удовлетворения потребностей супругов. Очень часто здесь присутствует сильное национальное своеобразие. Есть этнические общности, традиции которых просто не допускают разводов из-за неудовлетворенных потребностей обоих сторон, и конфликты у них по этому поводу или малочисленны, или регулируются национальными нормами взаимоотношений. К ним относится большинство народов Северного Кавказа и некоторые тюркские народы.

Есть этнические общности, для которых просто невозможны межнациональные браки, и если уж они имеют место, то на этой почве возникают тяжелейшие конфликты между молодыми супругами и их родственниками. Как правило, это браки между представителями славянских и северокавказских народов, славянских и дальневосточных народов.

В то же время с точки зрения психологии все смешанные семейные пары по степени подверженности их кризисным (конфликтным) отношениям можно разделить на определенные типы[4].

Благополучная семья – это супруги, которые с детских лет привыкли к своеобразию межэтнических браков и межэтнических отношений, поэтому легко адаптировались к совместной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям поведения друг друга.

Конфликтная семья – это та, в которой между супругами или одним из них и детьми (членами семьи) имеются постоянные сферы, где их потребности, интересы, своеобразные национально- психологические особенности и традиции воспитания приводят к частым столкновениям, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния и переживания. Однако брачный союз может длительно сохраняться, благодаря другим факторам, скрепляющим его, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям.

Кризисная семья – это брачный союз, в котором противостояние интересов и потребностей носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности всех членов. В подобных семьях супруги очень часто занимают непримиримые позиции по отношению друг к другу, нс соглашаясь ни на какие уступки и компромиссы. Как правило, они или сразу же распадаются, или постоянно находятся на грани распада. Для подобных семей характерно постоянное наличие особо трудных ситуаций, в любое время способных нанести ощутимый удар по стабильности брака. Ими могут быть так и не адаптированные друг к другу нормы взаимоотношений, и традиции воспитания супругов разных национальностей.

Невротическая семья отличается присутствием особо благоприятных предпосылок для разногласий и часто длительно протекающих ссор между супругами по определенным вопросам. Как правило, причиной их является непрекращающееся влияние на жизнь семьи родственников одного из супругов, особенно когда они изначально не были сторонниками этого брака или являются представителями другой этнической общности, не считающими возможными межэтнические браки.