Этнонациональная политика: от государственной к гражданской ориентированности
В самом общем виде этнонациональную политику можно определить как целенаправленную деятельность по регулированию политических проблем, связанных с реальным, ожидаемым или мнимым положением социальных групп по этническому и национальному признакам. Называя таким образом эту политику по решению национальных и этнических проблем, мы разделяем мнение К. Султанова, что "этническое включает в себя то, что можно назвать вневременным субстратом жизни народа, онтологически значимой основой, которая сохраняется в потоке исторических изменений. Национальное – это определенное состояние этноса, одна из фаз его развития, предполагающая превращение народа из природно-этнографического материала в субъект истории" (курсив мой. – Ж. Т.)• Поэтому, называя политику этнонациональной, мы подчеркиваем органическое единство вечного, непреходящего и в то же время социально значимого, отражающего состояние и динамику развития народа в данный исторический и социально-экономический отрезок времени.
Немаловажное значение в таком наименовании политики играет и та неоднозначность, которая используется при употреблении слов "национальная", "национальный", "национальное". В большинстве стран Запада под ней понимается реализация интересов государства, направленных на обеспечение эффективного функционирования данного политического устройства. В российском же лексиконе эта политика отождествлялась с определенными акциями по решению сугубо тех проблем, которые затрагивали только интересы народов, народностей, национальных меньшинств, а также различных этнических групп.
Приступая к анализу этнонациональной политики, подчеркнем, что она имеет два лика: 1) осуществление государством этой политики и 2) формы политического участия в этой политике различных этнонациональных организаций, объединений, движений и инициатив как представителей гражданского общества.
Что касается государства, то среди структурных элементов этнонациональных отношений особое звучание получают процессы, которые в той или иной мере выходят па проблемы власти, формы и методы ее осуществления, определяя направления ее изменений и ее возможную модернизацию. Влияние этнонационального фактора проявляется особенно наглядно в условиях обострения борьбы за суверенитет и государственную независимость, в процессе выработки политики о будущности национальной культуры и самобытности народов. Этот фактор актуален для всех уровней власти, в том числе и для органов местного самоуправления, ибо они имеют непосредственный контакт со всеми формами проявления этнических взаимодействий. А так как в любых странах мира, в том числе и в России, трудно отыскать мононациональные административные образования, то несомненно, что этнополитика – это удел и повседневная деятельность и забота руководителей всех без исключения уровней управления. И для всех из них нужна концепция этнонациональной политики, при помощи которой решаются эти чрезвычайно сложные проблемы политических отношений. В целом государственная этнонациональная политика представляет собой регулятивно-контрольную сферу, направляющую жизнь, деятельность и отношения (согласие, подчинение, господство и конфликт) между различными национальными и этническими сообществами.
Что касается этнонациональных общественных организаций и сообществ, то они участвуют в реализации этой политики опосредованно, косвенно. Но их роль нередко более значима, чем деятельность официальных государственных структур, которые не в состоянии учесть и отражать все многообразие отношений, которые возникают в процесс этнонациональных отношений. Этнонациональная политика – это ее творцы (прямые и косвенные), средства и методы, при помощи которых взаимодействие между людьми различной национальной и этнической принадлежности осуществляется посредством политических, социальных и духовных атрибутов (формы правления, культуры, языка, менталитета, традиций и обычаев).
Однако следует отметить, что это участие может быть не только конструктивным. Более того, оно является проблемным, если этнонациональные организации и сообщества претендуют на участие в политической власти или добиваются ее. Тогда возникает немало коллизий по поводу подобных устремлений. И задача состоит в том, как в наиболее эффективной форме сочетать политические, гражданские и этнические интересы во имя многонационального парода, который стал характеристикой многих стран. И особенно это касается России, в которой, по данным переписи 2010 г., живет свыше 180 национальных и этнических групп. И многие из этих групп имеют организации, образования и движения, которые стремятся выразить те или иные интересы этих групп.