Введение

Современные задачи, решаемые российским обществом, обусловливают актуальность овладения его членами знаниями о природе, механизмах и функциях политики, условиях и возможностях активно влиять на ее характер, быть активным и творческим субъектом ее проведения. Формированию такой компетентности в области политики на этапе обучения в вузе призвана способствовать политическая психология.

В данном контексте высшее учебное заведение призвано решать такие задачи, как распространение знаний и привитие навыков у студентов в использовании потенциала политической психологии; организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение политических и социально-психологических проблем; удовлетворение потребностей обучаемых в гармоничном духовно-нравственном, политико- правовом, социально-психологическом и профессиональном развитии в процессе обучения в высшем учебном заведении и др.

Целью учебной дисциплины "Политическая психология" является формирование у студентов системного знания о сущности, закономерностях и особенностях психологических феноменов в политике, а также овладение ими навыками, умениями и компетентностью привлечения психологического потенциала инновационных моделей и технологий в процесс политической деятельности и отношений.

Цель предопределила постановку и решение с обучаемыми основных задач учебной дисциплины:

• сформировать представление и системное знание о феномене политической психологии, ее месте и миссии как области актуального знания и эффективной практики, востребованных в политической сфере;

• на основе вооружения субъектов политики психологическим знанием, моделями и технологиями эффективного

выполнения своей миссии в сфере политики повысить психологическую культуру их труда, включающего такие основные стороны, как профессиональная деятельность, политические отношения, личностно-профессиональное развитие и политическое служение человеку и обществу;

• сформировать социально-ценностное и активное отношение к своей субъектной роли в использовании потенциала политической психологии в социально-политической практике на основе инновационных подходов, конструктивного национального и мирового опыта;

• овладеть навыками, умениями и психологической компетентностью системного анализа, планирования, организации деятельности и отношений в сфере политики, а также прогнозирование результатов с использованием потенциала инновационных моделей и алгоритмов профессиональной деятельности в социальной сфере;

• сформировать системное понимание активного участия в организации психологического мониторинга современной политики с учетом национальных приоритетов и социального взаимодействия в глобальной системе социальных координат на основе принципов толерантности;

• развивать мотивацию эффективной инновационной исследовательско-внедренческой профессиональной деятельности по реализации современной политики, обогащению психологического знания и совершенствованию психологической культуры субъектов политики.

Предлагаемые в учебнике теоретико-методологические и технологические основы современной политической психологии системно раскрывают ОГЛАВЛЕНИЕ этих и других вопросов. Их изучение позволяет вооружить студентов знаниями закономерностей, принципов механизмов и эффективных стратегий продуктивного формирования и развития политической культуры с использованием возможностей психологии; раскрыть основные психологические стороны политических феноменов, а также ознакомиться с продуктивными моделями, алгоритмами и технологиями достижения практических целей и задач.

В книге реализован интегративный подход, методологические требования которого закладывались в современных научных разработках, учебниках и учебных пособиях отечественных и зарубежных психологов. На его основе предлагаемый учебник представляет собой систему знаний, составивших основу развернутого учебного курса по дисциплине "Политическая психология". Включенные в него темы значительно расширяют содержательный диапазон курса политической психологии, который определен в ФГОС ВПО третьего поколения. Эти темы структурно представлены в виде пяти самостоятельных глав, которые охватывают следующие вопросы: предмет и метод политической психологии; политико-психологический анализ формальных и неформальных структур микро- и макроуровня; политические процессы в политико-психологическом измерении; психологический фактор в технологиях политического действия; психология современных социально-политических феноменов.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен полнее овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями на основе расширения знаний, умений, навыков и быть более компетентным в выполнении таких основных видов деятельности, как научно-исследовательская, педагогическая, организационно-управленческая и проектная деятельность.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать

• закономерности, сущность, ОГЛАВЛЕНИЕ, механизмы и условия психологических феноменов политической сферы;

• основные научные школы и концепции отечественной и зарубежной политической психологии;

• модели, алгоритмы и технологии эффективного привлечения потенциала политической психологии в познании и эффективном влиянии на психологические явления политической сферы;

уметь

• применять знания политической психологии для выявления психологических проблем в политической сфере и эффективного привлечения психологических ресурсов в решении политических задач;

• системно реализовывать деятельностный подход в выполнении научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой и непосредственно психологической деятельности;

• осуществлять психологическую диагностику, коррекцию, контроль и консультирование субъектов политики в процессе политической деятельности и политических отношений;

• оказывать психологическую помощь субъектам политики в решении политических проблем и задач;

владеть навыками

установления взаимодействия с субъектами политики;

• привлечения психологического инструментария и методов исследования сущности, особенностей, тенденций, механизмов и условий развития психологических феноменов политической сферы, а также эффективного воздействия на них;

• организации психологической работы в различных условиях и политических ситуациях;

быть компетентным

• в разработке и привлечении потенциала эффективной психологической архитектоники труда субъекта политики и оптимизации в соответствии с ней всех его основных сторон – профессиональной деятельности, политических отношений, личностно-профессионального развития и политического служения интересам человека и общества.

Учебник полезен для студентов, обучающихся на очном, очно-заочном и заочном отделениях вузов, для слушателей, аспирантов, докторантов, профессорско-преподавательского состава, а также для специалистов в области практической политической психологии. Автор учебника полагает, что его ОГЛАВЛЕНИЕ будет использовано не догматически, а творчески – применительно к решению многоплановых образовательных задач в вузах и в современной социально-политической практике. Творческий поиск, активное овладение современной психологической теорией и практикой в сфере политики явятся той основой, которая позволит им качественно и эффективно выполнять различные социально значимые функции.