Этнические конфликты
Этнические конфликты имеют социокультурную основу. Различие языков, религий, ценностей, менталитета и т.д. потенциально несет в себе причину этнических конфликтов. Нс обладая признаками определенного этноса, индивид может идентифицировать себя с ним, испытывая чувство принадлежности к нему (этническое самосознание). В повседневной жизни человек редко демонстрирует свою этническую принадлежность. Однако ощущая дискомфорт, испытывая чувства ущемления, обиды, он сознательно или бессознательно (в поисках поддержки и защиты) идентифицирует себя с определенными социальными группами и общностями, хотя такая идентификация может быть вызвана общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса.
Для этнических конфликтов характерны следующие особенности:
1. Все межэтнические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер. Поскольку суть их определяется в конечном счете стремлением этноса к собственной государственности (даже если в настоящий момент такая цель и не ставится ввиду отсутствия реальной возможности ее достижения), то эти конфликты неизбежно становятся политическими. Более того: чтобы этнический кризис "созрел", этнос должен чувствовать себя дискриминированным как по социально-экономическим (низкий уровень доходов, преобладание непрестижных профессий, недоступность хорошего образования и т.д.), так и по духовным показателям (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции).
2. Этнические конфликты всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой природы.
3. Большинство крупных этнических конфликтов имеют глубокие исторические корни, а если даже таковых нет, то конфликтующие стороны их непременно создадут (псевдоисторическими изысканиями типа "Наши предки всегда здесь жили!").
4. Этнические конфликты характеризуются высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности, такие как язык, быт, вера, – не свобода слова или собраний, которые волнуют далеко не всех. Эти особенности составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту.
5. Межэтнические конфликты, как правило, носят хронический характер и не имеют окончательного разрешения. Та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяется нынешнее поколение этноса, их потомкам может показаться недостаточной.
Выделяют следующие основные причины этнических конфликтов:
1) территориальные претензии – для их обоснования, как правило, используются исторические факты;
2) политические причины связаны с созданием независимых территориально-политических образований, государств;
3) экономические причины, по сути, являются борьбой этносов за материальные ресурсы;
4) этнопрофессиональные причины имеют место, когда этносы недовольны сложившимся в стране разделением труда между этническими группами;
5) культурно-языковые причины связаны с недостаточным использованием национального языка культуры в общественной жизни;
6) конфессиональные причины связаны с принадлежностью контактирующих народов к разным религиям или различиями в уровне религиозности населения.
Одним из актуальных для современной практики социальной педагогической деятельности вариантов проблемы этнических конфликтов является молодежный экстремизм.
Молодежный экстремизм – это особая форма осознанной активности молодых людей, имеющая идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм, панславизм и т.д.), либо в виде обрывочных символов, архетипов, лозунгов. Она выходит за рамки общепринятых норм поведения и направлена на разрушение социальной системы или какой-либо ее части. По направленности экстремистской активности выделяют:
• экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого лежат националистические, фашистские идеи, а его ОГЛАВЛЕНИЕм выступает конфликт между представителями разных национальностей. Направленность экстремистской активности подобного рода может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот;
• религиозный экстремизм. В основе данного типа экстремистской активности лежит конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться якобы имеющим место "отступлением от догматов", призывами к "священной войне с неверными", сектантством религиозного течения и т.д.;
• политический экстремизм, направленный против сложившейся политической системы государства, ее представителей или против политических оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально- экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т.п.), так и популярные в молодежной среде идеи смены "старой" элиты. В частности, один из лозунгов общероссийского движения "Наши" – борьба с российской элитой и чиновничеством, которые определяются участниками движения как "пораженцы", не имеющие нравственных и интеллектуальных ресурсов для управления обществом;
• экстремизм в сфере молодежных субкультур. В основе данного вида поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодежных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, моделей поведения и мировосприятия. К данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространенной в обществе;
• социальный экстремизм, базирующийся на конфликте разных социальных групп и ориентированный на искоренение и уничтожение отдельных сообществ. Например, в ряде регионов России распространены погромы и избиения так называемых бомжей, что можно трактовать как социальный экстремизм, поскольку в основе подобного поведения лежит определенная идеологическая концепция, основанная на идеях "чистоты социума".
Подходы к профилактике экстремизма в молодежной среде. В настоящее время в мировой практике социально- педагогической деятельности наиболее широко распространены три подхода к профилактике экстремистских проявлений среди молодежи:
1. Подход, ориентированный на увеличение доли пространства управляемой социализации в жизни молодых людей (активное включение несовершеннолетнего в систему деятельности взаимосвязанных институтов социума: школа, спорт, культура и т.д.).
2. Подход, ориентированный на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений и уличных группировок (создание условий для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодежи в рамках социальных норм через развитие экстремальных видов спорта, а также создание новых субкультур, позитивных или же имитирующих экстремистскую активность).
3. Подход, основанный на создании физической среды, ограничивающей возможности агрессивного поведения молодежи. Меры по снижению возможностей преступной деятельности включают в себя:
– барьеры, с которыми сталкивается агрессивная молодежь, создаваемые при помощи физических препятствий или контроля доступа;
– контроль над стимулирующими агрессию факторами (например, запрет на продажу алкогольных напитков во время спортивных мероприятий);
– внедрение неформальных систем надзора (например, видеонаблюдение, системы просмотра местности и т.п.).
Принципы регуляции этнических конфликтов. Действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников межэтнических, религиозных, социальных конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных из имеющегося опыта разрешения такого рода конфликтов. В их числе:
а) легитимация конфликта – официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении;
б) институциализация конфликта – выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения;
в) перевод конфликта в юридическую плоскость;
г) введение института посредничества при организации переговорного процесса;
д) информационное обеспечение урегулирования конфликта, т.е. открытость, прозрачность переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан и др.