Этимология и ОГЛАВЛЕНИЕ избирательного процесса в Российской Федерации
Проблема определения понятия "избирательный процесс" не является новой в правовой науке. Несмотря на то что попытки сформулировать данное понятие предпринимались неоднократно, четкого и однозначного определения этого политико-правового явления до сих пор не выработано, что часто приводит исследователей данного института к самым разнообразным оценкам образующих избирательный процесс признаков, вызывает необоснованное отождествление избирательного процесса с выборами[1], избирательными кампаниями и иными проявлениями электоральной действительности.
Сегодня действующее избирательное законодательство обходит стороной понятие избирательного процесса: федеральные законы не определяют, что понимается под этим термином. Соответствующую позицию занимают и региональные законодатели, устанавливая лишь определения выборов, референдума, отзыва.
В связи с этим каждый исследователь, рассматривая избирательный процесс или его отдельные компоненты, пытается сформулировать свое собственное определение данному понятию.
Так, И. Б. Борисов и Ю. Н. Малеев под избирательным процессом понимают урегулированную законом и другими нормативными документами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные, самоуправленческие органы и соответствующих должностных лиц.
Ю. А. Веденеев и В. И. Лысенко рассматривают избирательный процесс в широком и узком смыслах. Понятие "избирательный процесс" в широком смысле охватывает ОГЛАВЛЕНИЕ избирательной кампании как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, поскольку связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядке решения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования. В узком смысле избирательный процесс рассматривается Ю. А. Веденеевым и В. И. Лысенко как формализованное явление, которое включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов.
Т. В. Кашанина и А. В. Катании определяют избирательный процесс как деятельность по подготовке и проведению выборов[2].
Вышеуказанные определения заслуживают внимания, однако, на наш взгляд, более целесообразно при определении понятия избирательного процесса делать акцент не на деятельности определенных лиц или их групп, а на совокупности стадий, которые в обязательном порядке должны быть содержательно наполнены и уточнены. Кроме этого, недостатком одного из вышеуказанных определений является то, что авторы сводят понимание избирательного процесса к простой совокупности стадий, не указывая на их последовательность, а также внутреннюю логическую обусловленность.
Данный недостаток отчасти устранен в определении избирательного процесса, данном Ю. А. Дмитриевым и В. Б. Исраеляном. По их мнению, избирательный процесс — это технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечение избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур[3].
М. С. Матейкович рассматривает избирательный процесс как форму реализации норм избирательного права. По его мнению, избирательный процесс выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти.
Согласно Е. Н. Хрусталеву избирательный процесс представляет собой сложное социальное явление, одну из разновидностей человеческой деятельности. Признаками, характеризующими данный институт, являются следующие.
1. Основу избирательного процесса составляет деятельность, осуществляемая уполномоченными на то участниками (субъектами). Она опирается на Конституцию РФ и составляет важнейший элемент конституционного строя России.
2. Избирательный процесс состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий, причем каждая имеет строго отведенное ей назначение.
3. Деятельность участников избирательного процесса опирается на нормативно-правовую базу — Конституцию РФ, федеральные законы, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Кроме этого, в ходе избирательного процесса учитываются и локальные нормативные правовые акты.
4. Все стадии избирательного процесса взаимосвязаны и выстроены в определенной логической последовательности. Каждая стадия складывается из действий, осуществляемых субъектами, на то уполномоченными.
На основе данных признаков Е. Н. Хрусталев определяет избирательный процесс как урегулированную нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера[4].
Таким образом, можно отмстить, что в большинстве определений понятия "избирательный процесс" акцент делается на деятельности субъектов. Но избирательный процесс — это не только деятельность, но и обеспечение условий ее проведения, т.е. определенный набор знаний и умений. Здесь на первый план выходит техническая сторона дела. Другой важнейшей характеристикой процесса является временной фактор. Следовательно, при определении избирательного процесса необходимо указание и на протяженность, развитие этой деятельности во времени.
Интересную позицию относительно определения избирательного процесса занимает С. Д. Князев. Он предлагает определять избирательный процесс не через деятельность компетентных субъектов, а как систему организационно взаимосвязанных и реализуемых в установленной последовательности отношений, опосредующих подготовку и проведение выборов. Данное определение, по его мнению, не только отвечает интересам комплексного и всестороннего охвата этого многомерного по своему содержанию политико-правового явления, но и позволяет более четко определить его соотношение с избирательными процедурами и формами[5].
По мнению М. В. Баглая, избирательный процесс — это несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования.
Таким образом, с нормативно-правовой точки зрения избирательный процесс должен прежде всего обеспечивать законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать гражданам реализацию их прав на осуществление власти и формировать ее легитимные органы.
Рассмотрев основные взгляды ученых-юристов относительно понятия "избирательный процесс", можно выделить три основных подхода к его определению. Согласно первому подходу (наиболее распространенному) при определении понятия "избирательный процесс" основной акцент делается на деятельности основных субъектов избирательного процесса, которая направлена на подготовку и проведение выборов. Второй подход базируется на установленной законом последовательной совокупности стадий, обеспечивающих целостность и легитимность результатов выборов. Третий подход (наименее распространенный) основан на взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности отношениях, опосредующих подготовку и проведение выборов.
Помимо нормативно-правовых подходов существуют и другие. Так, политологический подход иначе определяет избирательный процесс. Например, принятие Конституции или иного законодательного акта является само по себе явлением политическим. Избирательное право, выполняя функцию регулятора событий, интересует политологов как в плане проработанности норм и установлений, так и с точки зрения выполнения его требований участниками избирательного процесса и ожидаемых последствий для них. С этой точки зрения избирательный процесс — это интегральная категория, при помощи которой дается общая характеристика всего комплекса разворачивающихся в стране политических событий, связанных с выборами[6].
Также заслуживает особого внимания позиция исследователей теории права, согласно которой избирательный процесс является одной из форм юридического процесса (в его широком понимании). Под юридическим процессом понимается комплексная система органически взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права, которая: выражается в совершении операций с нормами права в связи с разрешением определенных юридических дел; осуществляется уполномоченными органами государства и должностными лицами в пользу заинтересованных субъектов права; закрепляется в соответствующих правовых актах, официальных документах; регулируется процедурно-процессуальными нормами; обеспечивается соответствующими способами юридической техники[7].
При этом правовая форма есть специфическая организационная форма деятельности органов государства, должностных лиц и иных управляющих субъектов, которая: во-первых, осуществляется на основе строжайшего соблюдения требований закона и других нормативных актов; во-вторых, ее результаты всегда влекут определенные юридически значимые последствия или связаны с их наступлением.
Основным свойством правовых форм деятельности является четко выраженный двойственный материально-процедурный характер. Их правовое регулирование опосредуется двоякого круга нормами: материально-правовыми, подлежащими реализации, и процедурно-правовыми, регламентирующими процесс претворения первого круга норм в жизнь.
Вышеуказанная особенность правовых форм деятельности прежде всего характерна для юрисдикционных процессов. Однако согласно данному подходу это свойство в различных долях и с различной степенью совершенства можно обнаружить и в других правовых формах, в частности в правотворчестве, а также в избирательном процессе.
В научной литературе виды юридического процесса обычно классифицируются по предметному признаку, когда в качестве основания выступает соответствующая отрасль материального права, применяемая в деятельности определенных органов государства. В этой связи выделяются такие виды юридического процесса, как уголовный, гражданский, административный, земельный и др. Необходимо отметить, что указанная классификация была бы вполне приемлема, поскольку позволяет на основе содержащегося материала выявить общие и особенные моменты процесса, как комплекса, так и его разновидностей. Однако эта классификация не позволяет установить функциональную связь юридического процесса со структурой механизма правового регулирования, обобщить его как функциональную систему.
Очевидно, что в понимании избирательного процесса важное место занимает понятие "процесс". В словарях русского языка обычно под процессом понимается "ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь"[8].
В связи с этим попробуем выделить общие свойства процесса как юридической категории и определить, как эти свойства отражаются в избирательном процессе.
1. Прежде всего процесс в целом выражается в осуществлении государством определенной властной деятельности. Т.е. одним из важнейших свойств процесса является неразрывная связь с государством. Для избирательного процесса характерна также неразрывная связь с государством. С одной стороны, избирательный процесс предполагает активное участие в нем прежде всего граждан, от волеизъявления которых зависит и результат выборов. Но, с другой стороны, инициатива проведения выборов принадлежит не гражданам, а уполномоченным на то органам или должностным лицам, организация и проведение выборов возлагаются на избирательные комиссии, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан также относится к полномочиям государственных органов. Таким образом, именно субъекты, обеспечивающие выполнение возложенных на них в соответствии с избирательным законодательством задач и функций, наделяются государственно-властными полномочиями, а их объем четко регламентирован.
Как справедливо отмечает Ю. А. Веденеев, "именно через демократические выборы формируются ответственные перед гражданами органы государственной власти и управления, именно через участие в избирательном процессе осуществляется воздействие на государственную политику, именно законные выборы являются наиболее эффективной и юридически обусловленной формой реализации и защиты гражданами собственных экономических и социальных интересов"[9].
2. Каждый вид процесса представляет собой порядок последовательно осуществляемых действий (процедур), имеющих целью практическое претворение в жизнь норм материального права. В избирательном процессе ярко проявляется непрерывность осуществления предусмотренных законом действий, определенная совокупность которых представляет собой отдельную стадию проведения выборов.
3. Правовая природа процесса выражается, прежде всего, в его социальном назначении, а именно в том, чтобы обеспечить реализацию материальных норм различных отраслей права. При этом любая материально-правовая норма нуждается в процессуальной форме своего опосредования. Только в том случае, когда материально-правовая норма подключена к регулированию, к соответствующему процедурно-процессуальному предписанию, она становиться регулятором общественных отношений.
Избирательный процесс, как всякая иная процессуальная деятельность, также осуществляется по определенным правилам, содержащимся в правовых нормах, установленных и санкционируемых государством. Справедлива позиция ученых, утверждающих, что без процессуальных норм нет никаких гарантий того, что материальные нормы будут реализованы вообще или что они будут реализованы правильно, в полном соответствии с их ОГЛАВЛЕНИЕм и единообразно[10].
4. И, наконец, все разновидности процесса преследуют достижение определенного результата, который воплощает в себе итог соответствующих операций и действий с помощью определенных способов и средств субъектов и участников конкретной деятельности. Насколько та или иная деятельность является эффективной, можно судить, если сопоставить полученные результаты с теми задачами и целями, которые планировались ранее. При этом цели не определяются субъектом деятельности произвольно, они, во-первых, существуют объективно, а во-вторых, более или менее закреплены в правовых актах, где уже предстают в качестве определенных программ, задач, указывающих, что должно быть достигнуто с помощью указанной деятельности, и требуют обязательного выполнения. Целью избирательного процесса является обеспечение законного хода выборов и объективных результатов голосования, гарантирование надлежащей реализации гражданами конституционных нрав на осуществление власти, формирование легитимных органов власти в строго установленной законом форме и предписанными законом средствами и способами. Результатом избирательного процесса является вновь сформированный законодательный (представительный) орган власти, избрание главы государства или избрание главы местного самоуправления.
Таким образом, рассмотрев общие свойства процесса как юридической категории, можно однозначно утверждать, что все эти свойства присущи и избирательному процессу, поэтому позиция исследователей теории права обоснованна, и избирательный процесс можно рассматривать как одну из форм юридического процесса (в его широком понимании).
Рассмотренные выше основные подходы к определению понятия "избирательный процесс" позволяют определить его как строго регламентированный действующим законодательством, последовательно осуществляемый комплекс избирательных действий и процедур, выделенных во времени и направленных на обеспечение целостности и законности подготовки и проведения выборов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.