Этикетные правила вручения и получения подарков
Процесс вручения и получения подарков прочно вошел в деловую жизнь нашего общества. Он способствует улучшению контактов, демонстрирует благожелательное отношение сотрудников друг к другу, свидетельствует о хорошей нравственной атмосфере в коллективе.
В стране традиций – Японии – существует официальный порядок обязательного обмена подарками при заключении сделок. Он называется осейбо и сохранился с незапамятных времен до наших дней. Сумма подарков исчисляется сотнями миллионов долларов ежегодно, а предметы дарения традиционны и представляют собой, как правило, чай, кофе, масло, морепродукты.
Согласно правилам служебного этикета подарки могут делать:
– сотрудник – сотруднику;
– коллеги – сотруднику;
– сотрудники – руководителю;
– руководитель – секретарю;
– организация – сотрудникам;
– организация – организации.
Очень важным моментом в процессе дарения подарков является наличие соответствующего повода. Чтобы сделать подарок, надо иметь очевидное для всех и законное основание и, кроме того, находиться с человеком, которому его дарите, в хороших отношениях.
Предпримем попытку сформулировать основные поводы для дарения подарков.
Подарки можно делать при поздравлении:
• с рождением ребенка;
• вступлением в брак;
• получением награды или премии;
• повышением в должности;
• публикацией в газете или журнале, выступлением на телевидении;
• присвоением ученой степени или научного звания.
Подарки можно делать по случаю:
• ухода на пенсию;
• юбилеев;
• годовщины свадьбы: каждые пять лет до 30-летия брака, затем 40-, 50-, 60-летие;
• круглых дат в трудовой деятельности.
Подарки можно делать в знак благодарности:
• за сверхурочную работу, выполненную сотрудником в неудобное время;
• выполнение срочной работы по вашему заданию;
• бескорыстную добровольную помощь.
Подарки можно делать в знак извинения:
• за недоразумения;
• нанесенную человеку обиду;
• в случае, если вы не пришли на какое-либо важное мероприятие, на которое вас пригласили.
Правила общего этикета предлагают широкий спектр предметов, которые могут выступать в качестве подарков. Их выбор зависит от повода, вкусов и привязанностей того человека, которому планируют сделать приятное. В свою очередь, отметим те предметы, которые не должны выступать в роли подарков. К ним относятся предметы, которые ассоциируются с болезнью (градусники, грелки, аппараты для измерения давления и т.д.), и предметы личного туалета (они могут дариться только очень близким людям по согласованию с ними).
Общие правила вручения подарков
1. Подарок отдает тому, кому он предназначен, тот, кто дарит. Если по каким-либо причинам это сделать невозможно, следует либо по согласованию перенести время вручения, либо попросить отдать подарок кого-либо из коллег, заранее извинившись и обговорив данный вопрос с получателем подарка.
2. При вручении подарка нельзя намекать на его стоимость и усилия, затраченные на его приобретение.
3. Особое внимание следует обратить на упаковку. Красиво упаковать подарок помогут в магазине, но если у вас есть художественный вкус, то с этой задачей целесообразно справиться самому.
4. При вручении подарка следует быть искренним, вежливым и тактичным.
5. Если при вручении подарка вы хотите подчеркнуть свое уважительное отношение к тому, кому дарите, то подарок обычно вручается двумя руками. Принимают подарки в таких случаях тоже двумя руками.
Общие правила при получении подарков
1. Получив подарок, необходимо поблагодарить за него. Не следует рассматривать подарок как должное.
2. Принимать подарок надо с выражением удовольствия, даже если вручаемая вещь у вас уже есть и вам она не нужна.
3. После получения подарка этикет рекомендует освободить сто от упаковки и открыть в присутствии дарителя. Мнение о том, что это надо сделать только после ухода дарителя, является ошибочным.
4. Следует помнить, что подарки в виде спиртного, кондитерских и табачных изделий надо сразу предложить собравшимся коллегам.
5. При приеме подарка не следует произносить фраз, касающихся затрат, потраченных на его приобретение, возможности получения подобной вещи ("Зачем вы так потратились!", "Не знаю, смогу ли я принять такую вещь!" и т.д.).
Иногда возникает вопрос, можно ли возвращать подарки по прошествии времени? В целом это не принято, но есть ряд исключений, к которым относятся случаи, когда даритель нанес вам и вашим близким оскорбление, задел честь и достоинство и когда даритель обеднел и нуждается в средствах.
В современном российском законодательстве содержатся нормы, касающиеся процесса получения подарков государственными и муниципальными служащими.
Так, запрет на дарения служащим устанавливается ГК РФ. Статья 575 ГК РФ не допускает дарения государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, если стоимость подарка превышает 3 тыс. руб. Данная норма устанавливает ограничение размера принимаемого подарка в общепринятых случаях (день рождения, памятные, знаменательные события) для лица, занимающего должность государственной службы.
В п. "б" ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе отмечено, что одним из запретов, налагаемых на государственного гражданского служащего, является то, что он не вправе получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.
Аналогичная норма содержится в Законе о муниципальной службе. Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 муниципальному служащему запрещено получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.
Следует отметить, что установленный для государственных и муниципальных служащих запрет получать подарки, связанные с исполнением служебных обязанностей, не является новым для отечественного законодательства, регламентирующего государственно-служебные отношения. Подтверждением этому являются нормативные правовые акты, изданные еще в царской России: Указ Петра I "О воспрещении взяток и посулов", Указ Александра I "О воспрещении приносить подарки начальникам губерний и другим чиновникам", Указ Николая I "О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества" и др. А в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. говорилось об уголовной ответственности чиновника или иного лица, состоящего на государственной или общественной службе, который "по делу или действию, касающемуся его обязанностей по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения своих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином".
Запрет для гражданского и муниципального служащего выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц можно также рассматривать как частный случай запрета на вознаграждения. Гражданский служащий не вправе получать средства сверх выделенных командирующим органом от любых организаций и граждан; не имеют права пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов. Исключение составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности. По данное положение страдает некоторой неточностью. Так, государственный служащий может получить за свою деятельность и иные преимущества, не выраженные в конкретных материальных благах. В немецкой юридической литературе в качестве примера нематериальных преимуществ называется предложение интимных отношений чиновнику с целью получить влияние на его служебную деятельность. К таким преимуществам зарубежные исследователи относят и безвозмездное выполнение работы подчиненным для начальника, и предоставление льготных условий (скидок) отдельным государственным служащим. Еще один неоспоримый пробел в российском законодательстве – отсутствие запрета опосредованного получения вознаграждения. Подарки запрещается принимать только самим служащим, но не лицам и организациям, с которыми он находится в тесной связи (родственникам, друзьям, лицам и организациям, с которыми служащий имел, имеет или будет иметь в ближайшем будущем деловые, политические или личные отношения).
В заключение сформулируем основные этические заповеди государственного служащего и факторы, которые снижают его деловую репутацию.
Этические заповеди государственного служащего
• Делать все вовремя.
• Не говорить лишнего.
• Быть вежливым, доброжелательным, отзывчивым.
• Думать о других больше, чем о себе.
• Одеваться в соответствии с принятыми стандартами.
• Говорить и писать хорошим языком.
Факторы, снижающие деловую репутацию государственного служащего
• Регулярные опоздания на работу, деловые свидания.
• Чтение художественной литературы, газет, компьютерные игры за рабочим столом.
• Постоянное ведение личных телефонных разговоров.
• Частые зевки.
• Жевание жвачки.
• Постоянная еда на рабочем месте.
• Многочисленные жалобы, недовольства по любому поводу.
• Муссирование сплетен.
• Крики через весь офис.
• Угрюмость, молчаливость, закрытость.
• Неопрятный рабочий стол.
• Неубранная посуда на рабочем столе (чашки, ложки, блюдца и т.д.).
• Мелкие игрушки и излишнее украшательство рабочего стола.
• Неопрятный внешний вид.
• Неумение и нежелание слушать собеседника.
Знание и соблюдение государственным и муниципальным служащим основных правил служебного этикета будет способствовать повышению его нравственного авторитета, поможет найти выход из непростых ситуаций, которые присутствуют на службе.