Этика в содержании основных характеристик организации
Интегрированными индикаторами поведения организации мо отношению к субъектам может служить (и служит) формулировка миссии компании и ее целей, рейтинг компании, публикуемый в СМИ по результатам исследований, имидж (наличие или отсутствие "доброго имени"), наличие сертификата качества по международным стандартам ISO, участие в Бюро безупречного бизнеса, проявления социальной ответственности и т.п. Некоторые из этих параметров будут рассмотрены в данном разделе, некоторые — применительно к восприятию тех субъектов, на которые они влияют в наибольшей степени.
Определение целей организации — должна ли она действовать ради получения максимальной прибыли или служить потребителям — представляет собой важнейший нравственный вопрос, который должен решать руководитель. И хотя уже давно доказано, что внимание к потребителю, клиентуре предприятия определяет его устойчивость, обеспечивает долгосрочные интересы, эта истина с трудом усваивается даже в странах с развитым рынком. Социолог Р. Мертон подчеркивает, что этот нравственный выбор "во многом определяется системой ценностей, в рамках которых действует корпорация. Л эти ценности в свою очередь основаны не столько на экономических функциях корпорации, сколько на культуре, традициях, собственном опыте и на личной склонности их руководителей, обнаруживающихся в текущей экономической, политической и социальной ситуации".
Главе процветающей американской фирмы IBM Томасу Уотсону-младшему принадлежат такие слова: "Я глубоко убежден в том, что каждое предприятие, чтобы выжить и преуспевать, нуждается в здоровом наборе основных убеждений, которыми оно руководствуется во всех решениях и мероприятиях".
Благосклонное отношение общества к корпорации (а общество — это вся совокупность реальных и потенциальных клиентов, деловых партнеров, акционеров корпорации) имеет достаточно привлекательную экономическую подоплеку. Деятельность передовых с точки зрения общества фирм освещается в средствах массовой информации, позитивное мнение распространяется из уст в уста, а это способствует росту продаж, конкурентоспособности фирмы, позволяет рассчитывать па кредиты, да и такая "непрямая" реклама дорого стоит.
Миссия организации — это послание организации обществу, заявление о смысле появления организации па свет и ее существования.
Наличие общественно значимых ценностей во внутрифирменной деятельности позволяет иногда повысить эффективность труда, причем без особых затрат. Например, как уже упоминалось, социальная миссия фирмы "Макдоналдс" придала больший вес оперативным целям.
В качестве примера приведем еще формулировку миссии американской компании (банка) Sun Banks: "Миссия компании Sun Banks заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании".
В этой формулировке очевидна ориентация банка на обеспечение интересов трех групп: клиентов, акционеров, сотрудников. Такая миссия является не простым лозунгом типа "Все более полное удовлетворение растущих потребностей советского народа", а той основой, которая определяет цели организации. При этом цели, как правило, конкретные, прагматические, выражаемые в виде измеряемых показателей, например: "Увеличить доход на инвестированный капитал до 15% за вычетом налогов в течение пяти лет" — в адрес акционеров; "Ввести в действие предоставление новой услуги...", "Увеличить доход на... виды депозитов до... процентов годовых" — в адрес клиентов; "Осуществить 20-часовую программу подготовки руководящих кадров без отрыва от производства для 120 руководителей низшего звена к концу 1998 г. при издержках, не превышающих 200 долл.
на одного обучающегося", "Повысить размер часовой тарифной ставки на... центов" — в адрес сотрудников; "Принять на работу 120 длительно безработных в течение следующих двух лет" -в адрес общества.
Без видения будущего организация становится неуправляемой. Сам факт пребывания в бизнесе обычно означает, что у руководителя была определенная идея и уверенность в себе, достаточная для ухода из спокойной пиши наемного труда и основания собственного дела.
Видение будущего можно сжато выразить в следующих пунктах:
- какие события положили начало успеху компании. Рассказ об этом всегда интересен работникам (Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард, например, начали свой бизнес в гараже в 1939 г. Таким образом, фирма Hewlett-Packard тонко поощряет культуру творчества в нестандартной обстановке, и история об этом гараже до сих пор не сходит со страниц внутрифирменных изданий и рекламных буклетов);
- что делает продукцию или услуги фирмы непохожими на другие, лучшими;
- планы фирмы по развитию и расширению своего бизнеса -выпуск продукции, освоение новых рынков, численность персонала;
- как должна выглядеть компания в будущем, каков се образ; — какая роль отведена сотрудникам в этой программе развития. Все это, безусловно, помогает воодушевить сотрудников.
Постоянное обновление и усиление видения будущего в памяти сотрудников жизненно важно, иначе оно утратит новизну. Дирекции полезно включать видение будущего в состав повседневной работы и использовать любую возможность для напоминания об этом другим. При подведении итогов работы за квартал, например, можно обсуждать, насколько полезен вклад подразделения с точки зрения перспектив компании. Этой же цели могут служить статьи в информационных бюллетенях компании, и вообще видение перспектив должно занимать важное место в любой внутренней программе обмена опытом или обучения. Некоторые крупные организации даже помещают лаконичное изложение своего видения перспектив на всех фирменных бланках или информационных бюллетенях ("Как стать № 1", например). Руководители должны очень ответственно относиться к своим словам и заботиться о том, чтобы их коллеги делали то же самое. Ничто так не вредит видению перспектив компании, как пренебрежительные комментарии отдельных менеджеров.
Вполне может возникнуть такое соображение: нет никакой необходимости формализовать видение — излагать на бумаге или даже обсуждать, поскольку оно совершенно очевидно для всех, кто работает на фирме. Здесь кроется большая ошибка. Новички получат всего лишь искаженную версию от коллег, которые в свою очередь вполне могут пребывать в неведении относительно последних планов руководства, особенно если фирма действует в быстро меняющихся обстоятельствах. Поэтому необходимо выработать некую простую обобщенную версию и изложить ее на бумаге. Она должна быть в инструкции работника, а главные положения стоит поместить на доску объявлений. Каждый год надо производить ревизию текста, который должен быть перед глазами всякий раз (особенно, если речь идет о выразительном лозунге, слогане), когда руководство обращается к работникам — будь то в устной или письменной форме, особенно если эта информация должна вдохновлять.
В видении будущего должны быть отражены перспективы развития организации, особенно касающиеся различного рода трансформаций: слияния, поглощения, реструктуризации, реорганизации и т.п. Трансформации должны быть обоснованы солидными аналитическими исследованиями, убедительно доказывающими их необходимость каждому представителю групп интересов.
Каждая группа интересов должна в видении найти свой интерес и представить возможности и источники его обеспечения, так что, наверное, видение будущего должно сопровождаться проработкой и доведением до всех групп интересов стратегии развития организации (в вариантах). Однако нередко провозглашенные цели и ценности не соответствуют реалиям жизни, и у работников возникает обоснованное недоверие к руководству. Чтобы достичь общего понимания целей и их разделения членами группы, требуется выйти из плена иллюзий и неправильных представлений и сверить точки зрения и понимание целей, видения будущего, значимости отдельных факторов трудовой жизни. Персонал должен иметь возможность видеть и понимать необходимость развития и направления этого развития, заранее готовиться к изменениям, ведь мало кто любит всякие неожиданности.