Этика эпохи Средневековья (V – середина XVII в.)
Термин "средние века" (лат. medium sevum – средний век) был впервые введен итальянским гуманистом Флавио Бьондо в 1453 г. До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения было введенное Петраркой понятие "темные века".
Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между Античностью, которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот "срединный" период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и "кухонной" латыни.
Значительный вклад в изучение этического знания в период Средневековья внесли Августин Блаженный (354–430), Пьер Абеляр (1079–1142), Фома Аквинский (1225/26-1274).
• Многое из античного наследия в области этики было отвергнуто. Так, Августин Блаженный полагал, что из всех античных мыслителей наибольшей ценностью этических воззрений для христианской церкви обладал только Платон.
• Мораль рассматривалась не в качестве предмета этики, т.е. не с научной точки зрения, а в качестве практической рекомендации, вытекающей из учения церкви.
В Средние века норой очень трудно было отличить христианскую догматику от этических положений. Например, некоторые Отцы Церкви доказывали, что религиозные догматы есть не только вероучения, но и важнейшие моральные ориентиры.
• В Средневековье произошла смена главной добродетели: стремление к счастью было заменено любовью к Богу в лице христианской церкви. За нарушение данного постулата человек подвергался жестоким гонениям со стороны священнослужителей.
В христианской картине мира человек принадлежит не самому себе, но в первую очередь Богу, который есть источник блага и подлинной жизни. Человек наделен и волей, и разумом, но и то и другое не может играть самостоятельной роли. Разум больше не может контролировать страсти, так как человеческий ум слишком слаб, чтобы одолеть бушующее море соблазнов. Нравственным идеалом Средневековья становится душа, освященная верой. Добродетель веры означала признание над собой высшего начала, добродетель надежды – осознание Его бесконечной благости и помощи человеку в деле обожения. Любовь – это правильное отношение к Господу и людям, идентичное отношению Христа Спасителя ко всем нам.
• В отличие от Античности мораль была отделена от человека и ее источником стал Бог, т.е. мораль приобрела объективный статус. Согласно этическим воззрениям Августина Блаженного, единственным источником и критерием нравственности являлся Бог, христианскими добродетелями выступали пассивность, смирение, вера во всемогущество Бога, нерассуждающая любовь к нему, надежда на небесное спасение. Учение Августина Блаженного послужило источником теории и практики инквизиции.
• В Средневековье возникла идея о моральном равенстве людей. Смысл ее заключался в том, что отношения между людьми должны быть такими, в рамках которых они имеют одинаковые права на развитие творческих способностей, на счастье, уважение своего личного достоинства. Наиболее адекватным выражением идеи морального равенства является золотое правило этики ("Поступай по отношению к другим так же, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе"), из формулировки которого вытекает универсальность моральных требований, их распространенность на всех людей, независимо от их общественного положения и условий жизни, и универсальность моральных суждений, заключающаяся в том, что при оценке поступков других людей человек исходит из тех же оснований, что и при оценке собственных поступков.
• Большое значение для средневековой этики имело представление о сути самого мироздания. Оно было поделено на божественный и человеческий миры, и считалось, что ничего общего между ними быть не может. Мир земной пребывает во зле, где царят грех и несовершенство, мир небесный представляет собой истинное бытие и блаженство, дающиеся человеку в награду за богоугодную жизнь. Но ростки добра в нем – это человеческая воля, стремящаяся к воле Божьей.
• Представляет интерес тот факт, что проблемы морали стали активно завоевывать свое место в искусстве Средневековья. Так, среди видов средневековой театральной драмы появился такой, как моралите, представляющий собой нравоучительное аллегорическое представление, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия.
Главной целью моралите было отвлечение людей от пороков и воспитание добродетельного поведения, которое включало любовь к Богу и ближним, уважение к старшим, преданность семье, добросовестный труд, верность и т.д.
Каждый из персонажей моралите был снабжен атрибутами, расшифровывающими его аллегорический смысл: Себялюбие выступало с зеркалом, Глупость была увенчана ослиными ушами, Скупость держала в руке мешок с монетами, опознавательным знаком Надежды был якорь и т.п. Впоследствии моралите переродился в комедию нравов, сюжеты которой остаются актуальными до настоящего времени.
Следует отметить, что заслугой средневековой этики явилось то, что она значительно расширила моральный опыт человечества, добавив в него представление об абсолютных нравственных ценностях. Между добром и злом не должно быть никакой середины. Личность находится либо на пути к Богу, либо на пути к греху. Христианский нравственный идеал требует от человека максимальных усилий, но обещает награду, несоизмеримо превосходящую по ценности античное представление о счастье.