Лекция 5. Этика деловых коммуникаций
Деловые коммуникации — это сфера деятельности людей в бизнесе. Деловая коммуникация — это, в идеале, процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной и т.д. В деловой коммуникации предметом общения является совместная деятельность (общее дело), а партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Продуктивное сотрудничество, достижение целей взаимодействия, улучшение партнерских отношений, в идеале, — основные задачи деловой коммуникации. Часто удовлетворительным результатом деловых коммуникаций является сближение целей, выяснение позиций, достижение хотя бы компромисса в решении сложной проблемы.
Как сказал Т. А. Мерфи, бывший председатель правления General Motors, "...одним и тем же общим знаменателем в бизнесе и в менеджменте являются люди и отношения с людьми... В конечном счете коммуникации важнее всего... Эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу, или, по крайней мере, определить степень успеха".
Деловое общение — самый массовый вид общения людей в социуме. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений.
Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека. Для достижения высокой результативности практически в любом виде деятельности вы должны владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения коммуникации, о постулатах делового общения.
Важная особенность делового общения — строгое соблюдение его участниками статусной роли: начальник — подчиненный, партнеры, коллеги и др. Если деловым людям приходится постоянно общаться с людьми, стоящими на разных ступенях служебной лестницы, говорят о вертикали и горизонтали отношений. По вертикали — это субординационные отношения, они обусловлены социальным статусом, административно-правовыми нормами и характеризуются подчинением младшего старшему по чину. Горизонтальные отношения предполагают участие в совместной деятельности па принципах сотрудничества, взаимопонимания, с учетом общих интересов.
Однако не следует забывать и о распространенности манипулятивных коммуникаций, и о частой скрытости истинных мотивов, интересов и других факторов вступления в коммуникацию, и о субъективности восприятия партнерами ситуации и друг друга.
Деловые коммуникации часто пытаются выделить среди прочих типов по критериям направленности целей общения на интересы организации, официальности статусов партнеров но общению и т.н. Однако границы между тинами коммуникаций не являются четкими, конкретная коммуникация может классифицироваться одновременно по ряду оснований, критериев, признаков. Легко ли в процессе осуществления деловой коммуникации, направленной на достижение целей организации, отрешиться от личностных принципов, оценок, эмоций, включая симпатию или антипатию к собеседнику или партнеру? Коммуникации — это живое явление, имеющее место в среде живых людей, общение почти никогда не бывает чисто рациональным, свободным от эмоционального в человеке, оно многоплановое и крайне сложное, системное, ситуативное и субъективное. Так, локальная и представляющаяся чисто эмоциональной межличностная коммуникация в организации, вполне возможно, включает такие аспекты, которые в перспективе могут приобрести форму деловой, целевой, общеполезной для организации коммуникации. Например, неформальные встречи руководителей, специалистов, разного рода заинтересованных лиц могут служить формой переговоров, иметь на скрываемом уровне такие деловые цели, как прощупывание интересов, налаживание контактов, выявление информации и т.п.