Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

Педагогическая деятельность, ее аспекты. Возникновение педагогической профессии, ее развитие. Роль и место педагога в век информационного общества. Профессиональные и личностные качества и способности педагога. Требования к профессиональной компетентности и мобильности. Роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала.

Комплексная цель:

знать

• сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

• способы профессионального самообразования;

уметь

• анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

• находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

владеть

• методами анализа и оценки педагогических задач и профессионально-личностного развития педагога.

Возникновение и становление педагогической профессии

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом – образовали в современном понимании первую социальную группу людей – воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В Средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, нс грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..."[1]. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение подрастающего поколения к личности наставника. Но и мастеров- ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно – Учитель.

Значение самого слова "учитель" первоначально не было связано с профессиональной деятельностью, с получением специального образования, не отражало закрепленных обществом и государством требований и характеристик. Учитель – это прежде всего наставник, человек, духовно и нравственно находящийся выше остальных, а следовательно, несущий людям новые знания, новый опыт. Учителем признавался тот, кто имел свое учение, мог привлечь сторонников, учеников. Так, в религиозных и философских течениях Учитель – это человек, обладающий непререкаемым авторитетом у своих добровольных последователей (учеников) и несущий ответственность за их судьбу.

Постепенно люди осознали, что процесс передачи знаний и опыта от старшего поколения к младшему может быть целенаправленным, управляемым и более эффективным. С этого момента начинает осуществляться профессиональная подготовка учителей.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция, в чем состояло его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки:

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...[2]

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" – обращается к нему ученик. "Обогати ее", – отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" – спрашивает ученик. "Обучи ее!" – восклицает учитель.

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог- гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Я. А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества[3].

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци истратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все – для других, ничего – для себя".

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Литературное наследие Ушинского составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения"[4].

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная, и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей"[5].

Если возникновение педагогической профессии обусловлено конкретно-исторической необходимостью передачи накопленного социального опыта последующим поколениям, то процесс ее становления должен рассматриваться как динамичный, изменяющийся и постоянно развивающийся. Специфика педагогической деятельности всегда зависит от социально-экономических, политических, культурных особенностей общества.

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития конкретного общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения па воспитание и, наоборот, с командно-административных отношений на демократические, с ориентации на "среднего" ученика к признанию уникальности каждой личности учащегося.

Сегодня процесс становления педагогической деятельности зависит от целого ряда факторов:

– престижа профессии;

– отношения к профессии учителя в обществе;

– требований, предъявляемых к учителю как государством, так родителями и учениками;

– системы профессиональной подготовки будущих педагогов;

– конкретной социальной среды, в которой происходит формирование личности учителя.

Все эти факторы так или иначе находят свое отражение в специфике современной педагогической деятельности.