Этика.
Категорический, нравственный императив у Канта — поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Это значит — не превращай другое разумное существо только в средство для реализации целей. Принцип удовольствия противоположен принципу морали. Поэтому, следуя категорическому императиву, надо мыслить реалистически и не думать, что человек может быть счастлив, получая только удовольствия. Идея этого императива была позаимствована Кантом у Конфуция, но представлена гораздо шире. В частности, учением Канта вполне объясняется нынешняя общественная аморальность. По его теории нравственность общества базируется на двух принципах: морали и праве. Поэтому не может быть общество моральным, если к нравственности не побуждает позитивное право, обязательное для всех членов общества. Это — система: пока правовая действительность несовершенна, она не способствует формированию нравственного общества; а пока общество несовершенно, из него не могут выйти нравственные слуги закона и правители... Кант искренне верил в лучшее в человеке, в то, что гуманность, мораль, нравственность — это его сущность, а разум поможет ему преодолеть "изначальное зло", животное начало.
Эстетика.
С точки зрения количества, прекрасное нравится всем. Красота — это форма целесообразности, поскольку она воспринимается без представления цели. По Канту это значит, что эстетическое суждение связано со свободной игрой способностей человека.
Философия И. Канта не свободна от духовных компромиссов. Стремясь примирить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.
Заложив основы философских взглядов немецких мыслителей XVIII в., Иммануил Кант открыл широкое поле познавательной деятельности целой плеяде других выдающихся философов, в частности, И. Фихте и Ф. Шеллингу.
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814 гг.), философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Родился в бедной фермерской семье в Рамменау. Зарабатывая первые деньги, пас гусей. Ему покровительствовал барон фон Милиц, который поражался усердием мальчика и его знанием всех молитв наизусть. При его поддержке Иоганн окончил гимназию Пфорту — закрытое дворянское заведение. Учился в университетах Йены (теологический факультет) и Лейпцига, в первый из которых позже по рекомендации И. Гёте был приглашён преподавать как преемник Рейнгольда, в качестве профессора (1874-1879 гг.), но был обвинён в атеизме в ходе полемики о Боге и его месте в мире и вынужден был оставить университет. В 1805 г. был приглашён в университет Эрлангена, но вскоре покинул и его, так как после Тильзитского мира Пруссия потеряла этот город. Выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и преодоление феодальной раздробленности страны. Подчёркивал значение "практической" философии — вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свёл "практику" к деятельности лишь морального сознания. Предпосылкой "практической" философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно, науку о науке — ноукоучение. В центре исследовательской работы — "Основы общего наукоучения" (1794 г.) лежала теория субъективного идеализма; свое "Ноукоучение" Фихте постоянно дорабатывал, насчитывается 15 редакций. Интересны его работы: "Рассуждения о назначении учёного" (1794 г.), "Основы естественного права" (1796 г.), "Система учения о нравственности" (1798 г.), "Назначение человека" (1800 г.), "Основные черты настоящей эпохи" (1806 г). Фихте считал, что примат духовных ценностей несомненно обеспечит немецкому народу восхождение к зениту славы. Его аргументы не остались без внимания власти и когда в 1810 г. был основан Берлинский университет сам король Пруссии Фридрих Вильгельм III пригласил Фихте к преподаванию в качестве профессора, а вскоре он был избран первым ректором этого университета.
Фихте был женат на Иоганне Ран — сестре милосердия, с которой познакомился в Цюрихе, где в 1790 г. состоялось их бракосочетание. Зимой 1814 г. Иоганн заразился тифом от жены, которая лечила инфицированных солдат в госпиталях Берлина. Умер 29января.
Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854 гг.), философ, представитель классического немецкого идеализма. Родился в Леонберге близ Штутгарта в семье пастора. Окончил классическую гимназию. В 15 лет стал семинаристом Тюбингенского теологического института, где познакомился с Гегелем и Гёльдерлином. В 1796-1998 гг. изучает математику и естественные науки в университетах Лейпцига и Дрездена. С 1798 г. на преподавательской работе. В Йенском университете сотрудничает с Фихте и после отставки его в 1799 г. по результатам "споров вокруг атеизма" занял должность профессора. В Йене тесно сблизился с представителями кружка романтиков (Ф. Шлегелем и другими, супруга Шлегеля Каролина после длительного бракоразводного процесса стала его женой, скоропостижен но скончалась от дизентерии 7 сентября 1809 г.). В 1812 г. на почтовой станции Лихтенфельс происходит помолвка Шеллинга с Паулиной Готтер, спустя несколько месяцев они поженились, в браке родились три сына и три дочери. Карьера Шеллинга постепенно налаживалась. Он являлся профессором университетов Вюртебурга, Эрлангена, Мюнхена. В 90-х гг. XVIII в. выступил с серией работ по вопросам философии природы. Использовав идеи Канта и Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внёс в понимание природы идею развития через противоречия. Отталкиваясь от теории Фихте, развил принципы философии природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала. Оказал значительное влияние на русскую философию XIX в., лично знал П.Я. Чаадаева и А.И. Тургенева, с которыми познакомился в 1825 г. в Карлсбаде, а также П.В. Киреевского (с 1829 г.) и В.Ф. Одоевского — председателя "Общества любомудрия" (в 1842 г.). В 1827 г. был назначен президентом Академии наук Баварского королевства. С августа 1830 г. Шеллинг — действительный тайный советник. В 1833 г. становится кавалером ордена Почётного легиона и член-корреспондентом Парижской Академии наук. В 1841 г. король Пруссии Фридрих Вильгельм IV пригласил Шеллинга в Берлинский университет. Он становится профессором этого университета. Среди слушателей его курса по "Философии откровений" в этот период были — Ф. Энгельс, С. Кьеркегор, М. Бакунин. Однако через 6 лет слава профессора угасла и 20 августа 1854 г. уже забытый Шеллинг тихо скончался в небольшом курортном городке Рагаце в Швейцарии. На могиле поставили памятник с надписью: "Первому мыслителю Германии".
Основные работы: "Система трансцендентального идеализма" (1800 г.), "Философия искусства" (1В02-Ш03 гг.), "Философские исследования о сущности человеческой свободы" (1809 г.); берлинские лекции "Философия мифологии", "Философия откровения" были опубликованные посмертно. Полное собрание сочинений в 14-ти томах было завершено через два года после его смерти. Руководил изданием сын Шеллинга Фридрих.
Оба философа — И. Фихте и Ф. Шеллинг — стремились преодолеть кантонское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе — в абсолютном "Я" (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний представил философский анализ ряда категорий диалектики, которые послужили предпосылкой гегелевской объективно-идеалистической диалектики. В частности, свободы и несвободы, необходимости и тождества, единого и многого. Его изыскания в области философии природы оказали серьезное влияние на умы многих естествоиспытателей XIX в., таких как X. Стеффенс, К.Г. Карус, Л. Океан. Кроме того, на русскую философию посредством славянофилов и особенно П. Чаадаева, с которым Ф. Шеллинг был лично знаком и переписывался.
Венцом немецкой классической философии является Г. Гегель, осуществивший систематизацию диалектических воззрений на основе объективного идеализма.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.), мыслитель, философ. Родился в Штутгарте в состоятельной семье государственного чиновника, который имел возможность дать сыну хорошее образование. Георг в Штутгартской гимназии изучал греческую и латинскую классику. Затем постигал философию и теологию в Тюбингенском теологическом институте, где познакомился с Ф. Шеллингом и Ф. Гёльдерлином. Французская революция 1789 г. повлияла на формирование сознания молодого Гегеля и его знакомых. В эти годы он отличался радикальным образом мышления, выступал против феодальных порядков прусской монархии. Его философия своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазных преобразований, в ней сказалась двойственная природа зарождающейся немецкой буржуазии: и хотели изменений, и боялись их. После окончания Тюбингенского института он работал домашним учителем в Берне (1793-1796 гг.), во Франкфурте (1797-1799 гг.), недолго редактором "Бамбергской газеты" в Бамберге. После смерти отца в 1799 г. получил наследство и продолжил учёбу в самом известном по тем временам университете в Йене, где читали лекции Рейнгольд и Фихте, а после ухода Фихте — Шеллинг, и где братья Шлепел и основали первый кружок. В Йене Гегель защищает диссертацию по теме "Об орбитах планет", а в 1801 г. выходит его первое сочинение "Различие между системами философии Фихте и Шеллинга", где предпочтение отдано Шеллингу. Вместе с Шеллингом в 1В02-1803 гг. он издает "Критический философский журнал", публикует свои работы и начинает писать "Феноменологию духа". Работая директором гимназии в Нюрнберге (1812 г.), Гегель начал создавать самое сложное из своих произведений — "Наукулогики" (1812-16 гг.). С 1816 г. и до конца жизни, Гегель преподавал в университетах Гейдельберга и Берлина будучи профессором. Он читал курсы лекций по философии права и философии религии, истории и эстетике, истории философии и философии истории. Основные труды: "Феноменология духа" (1802 г.), "Наука логики" (1812-1816 гг.), "Основы философии права" (1812 г.), "Энциклопедия философских наук" (1817 г.).
Скончался Георг Гегель 14 ноября 1831 г. в Берлине, где и был похоронен.
Диалектика Гегеля объективно-идеалистическая. В основе мира у него лежит "мировой разум", "мировой дух". Они являются его объективной первоосновой.
Стоя на этих позициях, Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые систематизировал основные принципы диалектической логики: движение, развитие, борьбу противоположностей, подверг критике метафизический метод мышления. Кантовской "вещи в себе" он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Универсальная схема творческой деятельности "мирового духа" получает у Гегеля название "абсолютной идеи", а логика определяется как научно-теоретическое "самосознание" этой идеи. "Абсолютная идея" раскрывается им в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная с самых общих —"бытие", "небытие", "количество", "качество", "мера", заканчивая многообразными понятиями — "действительность", "познание" и т.п.
Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своём развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим формам, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно и есть "корень всякого движения и жизненности", составляет принцип всякого самодвижения. Действительность представлена у него как цепь диалектических переходов.
В основе диалектического процесса у Гегеля лежат противоречия, как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий). Противоречия понимаются им как "мотор", внутренний импульс развития духа вообще. Тремя ступенями диалектически развивающегося духа являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология); объективный дух (право, мораль, нравственность); абсолютный дух (искусство, религия, философия). Дух, по Гегелю, это сфера разума, как объективно существующего, так и человеческого. Реализация духа осуществляется через идею, заключённую в понятии. Категория "понятие" у Гегеля имеет глубокий смысл, как специфический инструмент философского анализа, что он предметно поясняет в своей "Феноменологии духа", показывая "путь" познания духом своего понятия. Развёртывание духа и есть собственно философская наука в гегелевской трактовке. Для её уяснения необходимо понимание особого смысла категории "понятие", без которой невозможно разобраться ни с одним из разделов гегелевской системы философии, представленной в "Энциклопедии философских наук" (1817 г.): логики, философии природы, философии духа. Понятие — ключ к объяснению всего сущего посредством абсолютной идеи.
Однако гегелевская философия проникнута собственными неразрешимыми противоречиями, которые выступают у него не импульсами развития, а факторами, исключающими его, чего сам Гегель так и не осознал, в силу объективно-идеалистического подхода к действительности.
Главное противоречие у Гегеля в методе. Метод, им разработанный, направлен на бесконечность познания. Но поскольку объективной основой его является "абсолютный дух", а целью — самопознание "абсолютного духа", постольку само познание также объективно ограничено.
То есть, система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью — самопознанием, реализация которого и есть предмет самой философии Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у него не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Сама система Гегеля похоронила его метод. Познание он начинает и завершает "абсолютной идеей", "абсолютным духом", то есть познание у него заведомо ограничено этой идеальностью.
В то же время заслуга Г. Гегеля уникальна. Она заключена в его диалектичном, хотя и объективно-идеалистическом миропонимании. На основе этого подхода он систематизировал философскую картину мира и представил её в своей ДИАЛЕКТИКЕ.
Знаковым направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха.
Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872 гг.), мыслитель, философ. Родился в Баварии в семье известного юриста. Окончил гимназию. Учился на теологическом факультете Гейдельбергского университета, однако прервал занятия и переехал в Берлин, где продолжил учебу в Берлинском университете. Посещал лекции Гегеля, под воздействием которых сформировалось его первичное мировоззрение и в 1828 г. он защитил в Эрлангенском университете диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме", став в нём приват-доцентом. С 1839 г. стал подвергать критике идеалистические взгляды Гегеля с позиций "антропологической" философии, в центре которой — человек, трактуемый как "чувственное", эмоциональное и любящее существо. Свои взгляды от младогегельянских до материалистических Фейербах изменял постепенно, вникая в суть религии и постигая сущность бытия. За публикацию сочинения "Мысли о смерти и бессмертии" (1830 г.), в котором бессмертие закреплялось только за человечеством, а индивид объявлялся смертным он был лишён права преподавания в университете, а книга конфискована. В 1836 г. Фейербах женился и в течение 25 лет практически безвыездно жил в деревне Брукберг, в которой его жена была совладелицей небольшой фарфорной фабрики. В 1848 г. избирался депутатом франкфуртского Национального собрания, однако оставался политически пассивным. В 1859 г. фабрика жены обанкротилась и Фейербах уехал в Рехенберг, где провёл свои последние годы, посвятив себя творчеству, но в полной нужде. С 1870 г. был членом социал-демократической партии Германии, хотя и не признавал марксизма. Основные сочинения: "К критике философии Гегеля" (1839 г.), "Сущность христианство" (1841 г.), "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842 г.), "Основы философии будущего" (1843 г.).
Умер Людвиг Фейербах 13 сентября 1872 г. в Рехенберге, близ Нюрнберга, где он жил в нищете всеми забытый. Похоронили его добрые люди.
Материализм Л. Фейербаха. Он основан на критике объективного идеализма Г. Гегеля с одновременной недооценкой его диалектики. Фейербах, отстаивая материалистический взгляд на природу, оставался метафизиком, а характерной чертой его материалистических взглядов выступал антропологизм, заключавшийся в понимании человека как высшего продукта природы, находящегося в неразрывной связи с ней. Природа — первооснова, она же основа духа. Природа должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого наделила чувствами и разумом. Психика человека зависит от его телесной организации, обладая качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. В то же время, подчёркивая универсализм природного фактора в человеке, Фейербах недооценил социальный. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он носил пассивно-созирцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики.
Атеизм Л. Фейербаха. Антирелигиозность воззрений Фейербаха основана на отрицании им гегелевского отношения к религии вообще и христианской — в частности, не совместимой, по Фейербаху, с истиной и разумом. Убедившись в родстве идеализма и религии, он резко критиковал идеалистическую философию Гегеля, представляя её основным пороком отождествление бытия и мышления.
Гносеология Л. Фейербаха. В теории познания Фейербах продолжал линию материалистического сенсуализма. Выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, он подчёркивал взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания. Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает существующую вне сознания действительность. Мыслить — значит связывать одно показание органов чувств с другим. Все формы познания — ощущения, представления, понятия, идеи он рассматривал как образы, копии вещей, их свойств и отношений.
К заслугам Л. Фейербаха относится то, что он:
- с материалистических позиций обосновал природную сущность человека, до него сводимую к божественному промыслу;
- обосновал схожесть и предметное различие идеализма и религии, показав, что отрыв мышления от бытия и есть разговор о самостоятельности сущностей;
- увидел корни религии в психике человека, в его сознании, в чувствах, прежде всего, в чувстве любви. Любовь для него — путь к познанию другого человека. Любовь к Богу есть отчуждённая любовь, как бы ложная форма подлинной любви, то есть настоящей любви к людям. Духовная, нравственная, внутренняя связь рождает новую мораль — альтруизм, которая должна стать на место иллюзорной связи с Богом.