Лекция 11. ЭТИКА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

когда возникла и как развивалась философия морали;

• в чем смысл человеческого бытия:

• возможна ли этика ненасилия;

уметь

• определять основные моральные ценности;

• анализировать связь этики с другими разделами философии;

• учитывать особенности моральной аргументации;

владеть

• способностью оценивать с точки зрения морали свои поступки и поведение других людей;

• умением отличать моральное добро от морального зла;

• пониманием моральной природы человека.

Предмет этики

Этика, или философия морали, занимается исследованием проблемы морального добра и зла, принципами моральных (нравственных) отношений людей. Этика – один из основных разделов философии.

Термин "этика" Аристотель образовал от греч. слова ethos, которое переводится на русский язык как обычай, характер.

Главные различия в философских трактовках морали определяются, прежде всего, расхождениями в понимании источника морали и того морального идеала, к которому должен стремиться человек. По пониманию источника морали выделяются следующие типы этических теорий:

1) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей;

2) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие ее как элемент общественной организации, как разновидность социальной дисциплины;

3) антропологические концепции, выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека;

4) сверхнатуралистические концепции, выводящие мораль из некоторого трансцендентного, стоящего вне пределов человеческого существования источника.

Современная этика слагается из большого числа теорий, главными из которых являются этика добродетели, этика долга и этика ценностей.

Основные идеи этики добродетелей разработал Аристотель. Под добродетелями понимаются такие качества личности, которые помогают человеку контролировать свои страсти. Действуя в соответствии со своими добродетелями, человек неизбежно оказывается нравственным. Зло связано с отсутствием или скудостью добродетелей. Согласно Аристотелю, главными добродетелями являются следующие: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость. Рассел предлагает иной список добродетелей: оптимизм, храбрость (умение отстаивать свои убеждения), интеллигентность. Другие авторы указывают на такие добродетели, как разумность, толерантность (терпимость к чужому мнению), коммуникабельность, справедливость, свободолюбие и т.д.

В противовес этике добродетелей Кант развил этику долга. По Канту, идеал добродетели, безусловно, может вести к добру, но он, случается, приводит и к злу – когда им распоряжается тот, в венах которого течет "холодная кровь злодея". Основополагающим критерием добра может быть лишь то, что является добром без каких-либо оговорок и ограничений. Критериями добра оказываются моральные максимы типа "Не убей", "Не лги", "Не используй человека как средство", "Не воруй". Вернейшей гарантией от злого поступка являются не добродетели, а имеющие всеобщий, универсальный и формальный характер моральные максимы (законы). У этики долга имеется много сторонников, но у нее много и критиков, упрекающих ее за отстраненность от жизни и склонность к догмам.

Согласно этике ценностей, существуют только относительные ценности и относительное добро. Эти ценности нужно учитывать, чтобы избежать этических химер. Наиболее значительными разновидностями этики ценностей являются утилитаризм и прагматизм. Английский утилитаризм был развит А. Смитом, И. Бентамом, Дж. С. Миллем. Латинский термин "utilitas" означает пользу, выгоду. В рамках утилитаризма важнейшим критерием добра оказывается достижение пользы, но не во что бы то ни стало, а в соответствии со знаменитой формулой Бентама: "Наибольшее счастье для наибольшего числа людей". Саму полезность Бентам понимает как наслаждение при отсутствии страданий.

В прагматизме, развивавшемся Ч. Пирсом, У. Джемсом, Дж. Дьюи и др., моральное благо понимается как достижение успеха, которое увязывается с разрешением конкретных проблемных ситуаций. Прагматисты более определенно, чем утилитаристы, настаивают на том, что ценности являются результатом деятельности человека.

Можно сказать, что каждое из трех направлений в этике имеет как свои достоинства, так и недостатки. Этика добродетелей концентрируется на понимании морального облика отдельной личности, этика долга ставит на первое место всеобщие моральные законы, этика ценностей рассматривает бытие человека в мире. И первое, и второе, и третье, конечно же, актуально.

Однако задача синтезирования этих направлений в этике, объединения их сильных сторон и одновременного устранения их недостатков в принципе неразрешима. Три направления исключают друг друга, и их невозможно совместить в одной теории. Проблему приходится ставить иначе: не соединение вместе противоречащих друг другу этических теорий, а использование в конкретных ситуациях той из них, которая в наибольшей мере отвечает особенностям ситуации. В одних случаях наибольший эффект дает этика добродетелей, в других – этика долга, в третьих – этика полезности. Три направления в этике, являясь несовместимыми, одновременно дополняют друг друга.

Можно предположить, что в моральной жизни наибольшей фундаментальностью обладает этика добродетелей. Но это не означает, что и в теории, и в реальной жизни следует сразу же отказаться, как от ошибочных, от этики долга и этики полезности. Конкретная ситуация всегда указывает, какой из этих трех подходов целесообразнее всего применить для разрешения возникшего морального конфликта.