Этическое оправдание и порицание богатства и собственности бизнесмена
Почему богатых людей надо этически оправдывать? В чем их вина? Дело в том, что любое конкурентное равновесие, сулящее высокие доходы успешным бизнесменам, является оптимумом по Парето, т.е. состоянием дел, когда невозможно улучшить чье-либо положение, не ухудшая положения кого- либо другого ("никому нельзя... сделать лучше без того, чтобы кому-то другому стало хуже"). "Состояние общества может быть оптимальным по Парето, но при этом одни могут находиться в крайней нищете, а другие – купаться в роскоши, поскольку нищета одних не может быть смягчена без снижения уровня роскоши богатых. От оптимальности по Парето – как от “духа Цезаря” – веет “преисподней”[1]. Выходит, богатство не может быть праведным.
Проблема этического оправдания богатства интересовала общество с древних времен. Наука о хозяйстве, исследовавшая меновые отношения и проблему обогащения, была названа Аристотелем "хрематистикой", или "искусством наживать состояние", где "никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами... Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности". Эти отношения рассматривались как "неизбежное зло" и подвергались осуждению[2]. В современном мире единственным этическим оправданием обогащения является удовлетворение компанией потребностей заинтересованных групп общества. Означает ли это, что богатый бизнесмен этически оправдан обществом, если его богатство принесло всем пользу? С социальной точки зрения – да, но есть еще и духовно-нравственный взгляд на проблему обогащения, согласно которому богатство пагубно отражается на духовности человека, порождает "среболюбие", скупость и корыстолюбие. Частная собственность и происходящее из нее богатство не определяют человеческого достоинства. Однако они предоставляют ее обладателю шанс – нравственно обязывающее право, которое подвигает каждого собственника к творческому использованию всех возможностей частной собственности, поскольку этически порицается "тяга к самодовлению и самосильности", "противообщественное пользование собственности (эксплуатация, потогонный труд, ростовщичество и шикана – (злоупотребление своим правом. – Примеч. авт. Н. Р.))"[3] ее обладателем. Следовательно, "богатство есть духовное испытание, [причем] для всех: для богатых оно щедрость... а остальным необходимо научиться духовно переносить неравенство". "Имущественное неравенство преодолевается не переделом богатств, а освобождением души от зависти... искусством довольствоваться... помышлением... о тех, кто “беднее меня”". Возможность поощряющего влияния частной собственности на успешность и почетность честного труда[4].
Проблема сочетания частной собственности с "социальным" настроением души: свободное хозяйство с организованной братской справедливостью. "Чувствовать и действовать “социально” – ...это значит оберегать слабых, нуждающихся, больных и беспомощных, связывать благополучие целого с благоденствием личности и, наконец, будить и поощрять во всех слоях народа качественные, творческие силы человеческого инстинкта и духа"[5].
Самое сильное этическое оправдание обладателя частной собственности – благотворение. В этом случае иметь частную собственность и проистекающую из нее хозяйственную самостоятельность есть великое благо. "Частная собственность как бы “зовет” человека к трудовому и созидающему “инвестированию”, и этот “зов” должен быть обставлен реальными и прочными гарантиями, ибо настоящее “инвестирование” возможно только там, где трудящийся уверен в ограждении своего права, где к вечному риску, идущему от стихии и от природы, не присоединяется риск общественно-политический"[6].
Итак, этический взгляд на преуспевающего бизнесмена может быть как оправдывающим, так и порицающим в зависимости от источника происхождения его богатства, отношения к нему самого бизнесмена, направлений использования накопленного капитала, отношения бизнесмена к малоимущим, характера личного потребления (табл. 20.3).
Таблица 20.3
Сравнительные характеристики этически оправданного и порицаемого богатств[7]
Сравнительная характеристика |
Этически оправданное (позитивное) богатство |
Этически порицаемое (негативное) богатство |
Источник происхождения |
Собственный труд, неординарные организаторские способности, талант, честный бизнес, наследство, дар, найденный клад |
Незаконный бизнес, преступность, налоговое лобби, насильственное или лицемерное перераспределение доходов других людей в свою пользу |
Отношение к богатству |
Бережливое, хозяйское, рассудительное, рачительное, деятельное, уважительное |
Расточительное или скупое, бесхозяйственное, бездумное, необязывающее, потребительское, кичливое |
I Управления использования |
Развитие бизнеса, инновации, благотворительность |
Роскошное благополучие, личная безопасность, сбережение в банке |
Отношение к малоимущим |
Ответственное, сострадательное, извинительное, осознаваемое регулярную помощь как долг |
Безответственное, пренебрежительное, снобистское, ограничивающееся разовыми подачками напоказ |
Личное потребление |
Умеренное, рациональное, полезное, качественное, скромное |
Неограниченное, импульсивное, безрассудное, дорогое, экстравагантное |
Деловой мир оберегается от сребролюбия и других греховных опасностей с помощью этических ограничений, предлагаемых для использования в системах управления. Интересно предложение Стивена Кови. Он сформулировал его в виде семи смертных грехов бизнесмена, таких как:
• богатство без труда – получение чего-то за ничто, с помощью манипулирования рынками и собственностью, людьми и вещами;
• удовольствия без совести – эгоистическое устремление к удовлетворению личных потребностей сочетается с непринятием на себя социальной ответственности за причинение кому-то вреда;
• знания без характера – интеллектуальное развитие без сопутствующего воспитания характера. Такой грех делает бизнесмена подобным "гоночной машине, за рулем которой сидит одуревший от наркотиков подросток";
• бизнес без морали – деловые отношения, в которых нет взаимного дружеского уважения, духа доброжелательности, служения, вклада. Золотое правило бизнеса – обоюдная победа, общая выгода, справедливость всех заинтересованных сторон;
• наука без человечности – это образно "высокая лестница без ступенек, приставленная не к той стене". Такая наука представляет собой систему знаний и технологий, не обремененных пониманием высших человеческих ценностей, которым призваны служить ученые, заказчики, разработчики и пользователи знаний;
• религия без жертвенности – соблюдение обрядности и создание видимости внешней религиозности. Отличительным знаком внутренней религиозности является смирение. Влияние руководителя, который жертвует своей гордостью и делится властью, многократно умножается;
• политика без принципов – создание делового имиджа с помощью политтехнологий[8].
Самостоятельная работа
1. Сформулируйте но пять видов пользы и вреда, которые может принести богатство его обладателю.
2. Сформулируйте по пять оснований этического оправдания и порицания преуспевающего бизнесмена.