Этические воспитательные дела
Нравственное воспитание предполагает целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания – формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание включает:
• формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
• ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
• превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы таких убеждений;
• формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям;
• формирование нравственных привычек.
ОГЛАВЛЕНИЕ нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности. Главная такая ценность – жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою собственную недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила: когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.
Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь детей, воспитать их – на это, к сожалению, нет установки у многих молодых людей. В школе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей, однако до недавнего времени педагоги их в качестве таковых не воспринимали. В результате установка на брак, материнство, отцовство, исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не была сформирована. Молодые люди, вступив в брак, или вообще не хотят иметь детей, решив "жить для себя", либо относятся к детям как к досадной помехе, уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Все чаще молодые мамы оставляют детей в роддоме или бросают их на произвол судьбы.
Еще одна общечеловеческая ценность – свобода. В условиях демократизации общества значительно возросли права и свободы личности, что особенно отчетливо выявило низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников, выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина – понятия нерасторжимые. В школе послушание необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, осознанной дисциплине.
Не утратили своего значения и даже стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи – далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого человека, которые деградирует и духовно, и физически; идет процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше всех других интересов, ведь сегодня речь уже идет о спасении молодых поколений.
Следует подчеркнуть, что в последние годы и органы государственной власти, и институты гражданского общества в России много внимания уделяют нравственному, патриотическому воспитанию молодежи. Приняты важные законы, вкладываются немалые средства для преодоления негативных тенденций в молодежной и ученической среде. Россия постепенно уходит из зоны молодежного неблагополучия, в которой сегодня пребывает большинство стран.