Этические ценности общения

В самом общем смысле понятие ценности означает качество объекта, определяющее его важность, полезность, стоимость, значимость для субъекта.

В философии проблему ценностей изучает аксиология (от др.-греч. ахга — ценность, logos — слово, учение), занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивы человеческой жизни, деятельности и конкретных деяний и поступков. Философское понятие ценности используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Ценности общения — это те эталоны должного, которые реализуются в процессе общения и определяют его нравственную сторону.

Выше говорилось, что понятие культуры общения шире понятия этики общения. Общекультурные ценности, такие как добро, красота, справедливость, любовь и т.д. проявляются в процессе общения как этические ценности общения: вежливость, деликатность, учтивость, отзывчивость, снисходительность, предупредительность и т.д. Можно еще долго перечислять ценности общения, но неизбежно возникает вопрос, какова их иерархия, на основе каких факторов они интегрируются в систему?

Согласно принципам гуманизма, интегрирующим фактором ценностной структуры этики общения является ориентация на человека, на признание ценности его личности, уважения чести и достоинства каждого человека. Поэтому "основополагающим принципом этики общения нужно признать принцип презумпции сохранения достоинства партнера по общению"[1].

Это означает изначальное и безусловное уважение достоинства партнера по общению, вне зависимость от того, какую должность тот занимает и каков его социальный статус, уровень образования и т.д.

Высказывания великих моралистов о значимости уважения личности другого человека.

"Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего". (Конфуций) "Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают". (Блез Паскаль) "Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства". (Виссарион Григорьевич Белинский) "Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего, не уважает себя". (Федор Михайлович Достоевский)

Человеческая природа устроена так, что почти каждый человек хочет признания своей ценности как личности (почти, потому что у христианских аскетов была другая установка — они считали себя греховными, а потому ничтожнейшими из людей).

Уважение достоинства партнера по общению предполагает толерантность (от лат. терпение, терпеливость), т.е. терпимость по отношению к нему. Уважение достоинства партнера по общению распространяется на все, что для того имеет ценность: идеи, вкусы, друзья, литературные пристрастия, интересы. Никогда нельзя критиковать вкус человека (даже если очевидна безвкусица, но это его выбор), приверженность к тем или иным идеям (он верит в них, и они имеют для пего ценность), его близких друзей (верность в дружбе — одна из этических добродетелей, как считали еще древние греки) и т.д. В любом случае такие действия вызовут обиду и могут расстроить отношения, поскольку покушаются на чужое психологическое пространство (мысли, вкусы, друзья, привычки и т.п.), а у человека, как у любого живого существа, развит рефлекс обороны своей территории.

При этом нужно иметь в виду, что и наши вкусы, манера поведения и т.д. могут не восприниматься другим человеком. Попробуем представить общение без толерантности. Каким оно будет? Ответ очевиден: конфликтным, причем конфликт будет носить не конструктивный, а деструктивный характер, поскольку в нем будут затронуты наиболее болевые точки общающихся. Толерантность лежит в основе проявления гуманистических ценностей общения: доверия между партнерами, доброжелательных отношений, снисходительности и отзывчивости.

Гуманистическое общение, как пишет В. И. Сафьянов, неотделимо от таких универсальных ценностей как свобода, равенство, доверие: "Именно общение, ориентированное на эти ценности, приближается к идеалу и может позволить человеку реализовать свои возможности и удовлетворить потребность в подлинном общении".

Остановимся на характеристике этих ценностей.

Ценность свободы выражается в том, что признание своей свободы в той же мере должно сопровождаться и признанием свободы другого человека, который свободен в своем выборе, вправе иметь свое мнение, свободен в своих оценках и поведении.

Как понимать ценность равенства в общении? Люди, вступающие в общение, различны по полу и возрасту, по психологическим характеристикам, но уму и образованию, по социальному статусу. Какое может быть равенство между руководителем и подчиненным, когда один имеет право отдавать приказы, а другой обязан их выполнять? Или другой пример: возможно ли равенство между преподавателем и студентом? Преподаватель учит, контролирует процесс обучения и оценивает знания студента. Студент, конечно, может учить преподавателя, контролировать процесс обучения и оценивать уровень его знаний, однако такое его поведение создает конфликтную ситуацию, в которой в большинстве случаев студент проигрывает. Представим ситуацию: студент опоздал на лекцию, преподаватель делает ему замечание, находит его объяснение причин опоздания неуважительным и не допускает к занятиям. И, наоборот, преподаватель опоздал на занятие, студент делает ему замечание и не допускает к чтению лекции.

При поверхностном взгляде на ценность равенства, кажется, что в общении нет и не может быть равенства, так как сами субъекты не равны по всем параметрам. Проблема равенства в общении напоминает понимание равенства в христианстве: в земной жизни люди не равны, но все они равны перед Богом в том, что на каждом лежит печать греха как сказано в Писании: "Несть человек иже жив будет и не согрешит". Так и в нравственной сфере — должно признаваться равенство всех людей на моральное достоинство вне зависимости от их социального статуса и других параметров.

Меру нравственности общения характеризует степень доверия людей друг другу. Слово "доверие" являясь однокоренным с такими словами как "вера" и "верность", характеризует открытые взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека. О значимости доверия как нравственной основы общения писал еще древнекитайский мудрец Конфуций: "Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?"[2]

Доверие с психологической точки зрения — сложный феномен. Оно включает уважение и интерес к партнеру по общению, позитивную оценку его личности, симпатию и положительные эмоции по отношению к нему, готовность к поддержанию отношений. Что означает отсутствие доверия? При отсутствии доверия неявно предполагается, что другой человек способен на неблаговидный поступок. Недоверие характеризуется настороженностью и напряженностью в общении, негативными оценками партнера по общению, готовностью прекратить общение и даже проявить опережающую агрессивность по отношению к партнеру по общению.

Доверие тяжело завоевывается, по легко теряется. По словам римского поэта эпохи Цезаря Публилия Сира, утраченное доверие подобно утраченной жизни, оно невозвратно. С утратой доверия общение становится формальной процедурой.

Еще раз повторим: этические ценности общения связаны друг с другом на основе признания ценности человека как субъекта общения.