Этические принципы менеджмента
Деловая этика – это многогранное понятие, включающее не только нормы, регулирующие ежедневное общение сотрудников организации между собой и с непосредственным начальством, но и более глобальные отношения – между организациями и предприятиями на местном, государственном и мировом уровне.
Нельзя сказать, что существуют какие-то универсальные этические стандарты, которыми должны руководствоваться разные предприятия и организации в разных странах. Взгляды на этичность и неэтичность поведения определяются социокультурными и национальными различиями деловых обычаев разных стран. Однако глобализация бизнеса требует сближения деловых культур, что приводит к попыткам создать некоторые общие правила этики ведения бизнеса.
Перечислим некоторые из принципов, которые должны определять этичность поведения менеджера.
Основным принципом можно считать золотое правило, которое является всеобщим для взаимоотношений людей. Для руководителя его можно сформулировать следующим образом: "Вы не должны допускать по отношению к подчиненным, к руководству, клиентам и др. таких поступков, каких бы не желали по отношению к себе". Разумеется, это правило не надо воспринимать буквально. Например, "если я не хочу, чтобы меня ругали за плохое выполнение работы, я, пожалуй, не буду ругать подчиненных, и у нас наступит полный мир и согласие". Однако очевидно, что такой "мир" нанесет вред работе. Поэтому в данном случае золотое правило должно задавать норму поведения, а не конкретные действия. Например, вести себя честно, не использовать лесть и интриги для достижения желаемого результата, не допускать унижений и оскорблений и т.п.
Другим принципом можно считать разумное сочетание индивидуального и коллективного начала в работе менеджера. Коллективизм ведет к появлению таких этических характеристик как сотрудничество и взаимная поддержка работников. Хотя его оборотной стороной могут быть иждивенчество, безразличие, беззаботность и др. Индивидуализм может порождать эгоцентризм, некоторую агрессивность по отношению к коллегам по работе, но положительными его сторонами являются активная позиция, личная ответственность за результаты, инициативность. В связи с этим очень важно найти баланс в сочетании коллективизма и индивидуализма.
Еще одним принципом этичного поведения руководителя является недопущение необоснованного давления и нажима на коллег и подчиненных, которые могут восприниматься как насилие над личностью.
К принципам этики можно также отнести принцип доверия. Доверие раскрепощает работников, создает условия для проявления ими своих лучших профессиональных и личностных качеств, что в конечном итоге идет на пользу делу.
Принцип бесконфликтности обуславливает необходимость установления и поддержания ровных, уважительных отношений между коллегами по работе, выбор вариантов решений, которые бы исключали столкновение групп и подразделений организации между собой.
Принцип справедливости означает обеспечение всем работникам равных прав и возможностей, справедливость в оплате труда, материальных и нематериальных вознаграждениях и т.д.
Большое влияние на формирование корпоративной этики и трудовых отношений оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ). Сегодня насчитывается около 200 международных конвенций и рекомендаций, которые в качестве международных трудовых норм нацелены на гуманизацию и демократизацию труда, социальную защищенность и создание благоприятных условий труда. В Европе основные демократические нормы зафиксированы в виде "Хартии основных социальных прав трудящихся" ("Социальная хартия ЕС"). В этом документе отмечается следующее: "Мы придаем большое значение уважению достоинства всех работников, серьезному отношению к их интересам. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:
• обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
• создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их здоровью и человеческому достоинству;
• быть честным в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
• прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы;
• в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками;
• избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности, независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;
• стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу;
• обеспечить охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
• поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг другом по вопросам размещения рабочей силы".