Этические основы деятельности
Социальная работа относится к разряду феноменов. Феномен трактуется как необычное редкое явление, исключительный факт. Социальная работа сочетает профессиональные и непрофессиональные виды деятельности.
Профессиональная деятельность связана с обучением, получением специального образования. Непрофессиональная деятельность социального работника заключается в заботе, внимании, сочувствии, милосердии и т.д.
Особенности социальной работы определяют теоретические подходы к этому феномену, связанные с бихевиоризмом и теорией социального обмена.
Сложное в русской транскрипции слово бихевиоризм означает в переводе с английского – поведение. Поведенческая парадигма в социальном знании связана с изучением форм поведения человека под влиянием среды.
Бихевиористские подходы подкрепляются теорией социального обмена, изучающей социальные отношения через обмен ценностями при условии равновесия и баланса при обмене. Обменные цепочки должны обеспечивать справедливый обмен.
Поскольку социальная работа – это целенаправленная деятельность по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения с целью их нормального социального функционирования, задача преодоления ассиметричных отношений, неравенства между социальными работниками и клиентами является первостепенной.
Названные теоретические основы определяют этические принципы социальной работы. Этика – в переводе с греческого означает – привычка, обыкновение, нрав. С одной стороны, этика – нравственные убеждения, с другой – наука о морали, нравственности как части общественного сознания. Этот термин ввел Аристотель, понимая под ним нравственные черты добродетельной личности. Основная функция морали – нормативная, регулирующая. Моральные принципы пронизывают все социальные отношения.
Мораль в переводе с латинского – поведение, нравы, обычаи. Нравственные нормы усваиваются в процессе социализации личности. Нравственность – синоним морали, но язык тонко сохраняет различия.
Мораль – социальный институт, обеспечивающий регулировку отношений между "Я" и "Мы". Нравственность – поведенческая система, связанная с конкретными чертами личности.
Как соотносятся понятия "человек" и "личность"? Каждая личность – человек, но не каждый человек – личность. В этом соотношении скрывается социально-биологическая сущность человека. Человек – представитель животного мира, личность – человек, обладающий социальными чертами, которые позволяют ему жить в обществе. Человек как личность обнаруживает свою сущность в совокупности общественных отношений, образующих то общество, в котором он живет и действует.
Понятие "человек" отражает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно включает и биологическую, и социальную характеристики. Человек – высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы, генетически связанный с другими формами жизни. С одной стороны, биологическое, "живое" в человеке представлено телесной, физической структурой – генотипом. Генотип включает: темперамент, динамику психических процессов и фенотип – телесную конструкцию. С другой стороны, человек – субъект социальной жизни, которую составляют взаимодействующие люди. Сам термин "социум" – западный аналог слова "общество", происходит от латинского "социус", что означает – друг, товарищ, соучастник.
Человек – сплав социального и биологического. Биосоциальность создает целостность человека. Социальное вырастает из биологического, в нем всегда сохраняются живые, природные начала. Социальное – это качественно повое состояние жизни, ее регуляции.
В человеке следует различать "живое" и "животное". Живому противостоит неживая, мертвая природа. Животное – это то, что не рефлексируется сознанием, не регулируется им, например, инстинкты, рефлексы. Социальная жизнь противостоит животной, но вбирает в себя жизненные, живые начала.
Какими чертами должен обладать человек, чтобы считаться личностью?
Прежде всего сознанием или разумностью, которые позволяют человеку адекватно воспринимать действительность, обобщать, синтезировать общие сходные черты, свойства, абстрактно мыслить, делать логические выводы.
Личность осознанно причисляет себя к той или иной общности, осознает групповые интересы, осмысленно включается в жизнь социальных общностей и общества в целом. Сознание позволяет человеку выделять себя из общества, групп, сознавать свое "Я", свое место в обществе, утверждает независимость личности, се неповторимость. Умалишенные, олигофрены не могут в полном смысле являться личностями.
Важнейшей гранью сознания является способность к социальной ответственности, т.е. возможности осознанно предвидеть результат своей деятельности, поступка в отношении социального окружения и всего общества, а также самого себя.
Каждая личность – индивид, обладающий неповторимыми чертами, социальным статусом и социальными ролями. В научной литературе отмечаются следующие универсальные роли, независимо от статуса: потребитель, семьянин, работник, собственник, гражданин.
Этимология слова "личность" связывает это понятие с социальной ролью. Старославянское слово "личина", от которого происходит термин "личность", означало маску, которую надевал скоморох, чтобы играть роль[1].
Механизм морального, этического воздействия на поведение людей имеет два аспекта: общая морально-этическая культура населения и нравственный уровень каждой личности, связанный с совестью индивида. Совесть – это внутренний самоконтроль. Чем выше самоконтроль, тем меньше внешнее принуждение и наоборот.
Мелочная опека, жесткий внешний контроль подавляют личность, исключают свободу выбора и действий, творчества и инициативы.
Состояние общественной нравственности определяется реальной действительностью. Россия исторически переживает состояние аномии, когда прежний социальный уклад рухнул, а новый только формируется. Рост преступности, коррупции, аморализма, отсутствие табуированных, запретных зон оказывают непосредственное влияние на этическую культуру современного общества. В этих условиях возрастает роль социальной ответственности личности. Девиантные соблазны преодолеваются только самоконтролем, т.е. совестью.
Объективные и субъективные факторы современного состояния российского общества воздействуют на профессиональную деятельность социальных работников. Постепенно на смену гиперцентрализации, отсутствия гласности, зон "вне критики", демагогии приходят новые принципы демократического управления через механизмы социального отбора, состязательности, обеспечения профессионального успеха благодаря способностям работника. Чем глубже будут осуществляться эти принципы на практике, тем выше будет морально-этический уровень социальной работы и глубина гуманизации общественных отношений.
Профессия социального работника по своей сущности является творческой. Этический фон творческой личности связан с креативностью специалиста.
Креативность – от англ. creative – творческий. Креативная личность имеет созидательный характер, отличающийся поиском и созданием нового. Основу развития творческого потенциала личности социального работника составляет способность к самовыражению.
Качества творческой личности, необходимые социальному работнику:
– независимость;
– самостоятельность оценок и суждений;
– умение сосредоточиться на решении проблемы;
– способность предвидеть воображаемую ситуацию;
– стремление к самореализации;
– любознательность;
– восприимчивость к новому;
– толерантность;
– критическое отношение к себе;
– развитое эстетическое чувство.
Социальному работнику необходимо стремиться к выработке позитивного мышления, которое предполагает такие личностные качества как гуманность, честность, порядочность, совестливость, человечность, справедливость, объективность, сострадание, готовность помочь.
Социальная работа предъявляет к работнику очень высокие требования, прежде всего способность выполнять поставленную цель, умение противостоять трудностям и собственным слабостям в характере. В книге современного социолога Г. Эмерсона "12 принципов производительности" рассмотрены важнейшие условия эффективности труда, некоторые из них непосредственно можно отнести к организации социальной работы.
1. Точно поставленная перед работником цель.
2. Здравый смысл (без вздора).
3. Компетентное консультирование.
4. Дисциплина для всех.
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Оперативный точный учет.
7. Диспетчерское регулирование.
8. Точное нормирование.
9. Справедливое вознаграждение за производительный труд.
Эффективность труда социального работника в значительной степени зависит от соблюдения трудовой профессиональной этики. Социальный работник обязан оказывать социальные услуги любому клиенту, независимо от его социального статуса, расы, пола, возраста, религиозной
принадлежности и т.д. Обязательными свойствами должны быть взаимное уважение и доверие с коллегами и клиентами.
Социальный работник должен обладать такими качествами этического порядка как гибкость ума, реалистичность, развитая интуиция, дальновидность, воля, выдержка, принципиальность, терпеливость, работоспособность, дисциплинированность, самоконтроль.
Этика социальной работы связана с умением правильно применять социальные санкции, которые могут иметь позитивный и негативный характер. Социальные санкции касаются нравственно-этического климата в трудовых коллективах социальной среды, от уровня которого в значительной мере зависит качество социального обслуживания.
Таблица 10
Социальные санкции
Позитивные |
Негативные |
Формальные: публичное одобрение – грамоты, премии, публичная благодарность |
Формальные: наказания юридического и нормативного характера |
Неформальные: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение |
Неформальные: замечания, издевка, насмешки, злая шутка, пренебрежения, слухи, клевета, отказ от общения |
Этические принципы в социальной работе противопоставлены разрушительному стилю, они требуют соблюдения конструктивного стиля.
Разрушительный стиль – это бегство от конфликта; требование большего, чем клиент может дать; отрицательная оценка людей важных для клиента; присоединение к нападкам на клиента других.
Конструктивный стиль – это искреннее, открытое отношение к клиенту; предельная корректность; внимательное отношение к проблеме клиента; демократический стиль; способность принять другую точку зрения; стиль сотрудничества.
К сожалению, работники социальной сферы допускают много этических ошибок в работе с клиентами. Самое опасное отступление от этических норм – манипуляция.
Манипуляция заключается в сокрытии истинных чувств, стремлении "пустить пыль в глаза". Манипуляторами не рождаются, ими становятся с целью управлять другими, осуществлять контроль. Манипуляция – замена истинной эмоции на фальшивую. Каждый человек – образец биполярности:
– активен – пассивен;
– силен – слаб;
– независим – зависим;
– ласков – агрессивен;
– консервативен – радикален.
Противоположные стороны не должны противостоять друг другу, необходимо добиться в поведении преобладания положительных сторон характера. Единственный правильный путь – саморазвитие через контроль за собственным поведением.
Подробно проблема манипулирования в социальной работе рассмотрена в работах Эрика Берна, Эверетта Шострома, Дженни Грехем Скотт[2].
Выделяют четыре типа манипуляторов: активный, пассивный, соревнующийся, безразличный.
Активный – "собака сверху", роль, подобная "строгому родителю", "учителя", "босса", "старшего сержанта". Всегда прав в силу своего социального статуса.
Пассивный – "собака снизу", роль ребенка, беспомощный, несведущий.
Активный думает и работает за слабого, его поражение – победа для сильного.
Соревнующийся – "собака то сверху, то снизу", все враги, постоянная борьба с соперниками, выиграть любой ценой. Смесь активного и пассивного типов. Крайне неуравновешен, действия непредсказуемы.
Безразличный – "мне на все наплевать", уход от ответственности, "мне не нужна ваша забота", "оставьте меня в покое". Замкнутый, озлобленный.
Причина манипуляции – конфликт с самим собой, связанный с подавленными чувствами, внутренней тревожностью, нервозностью. Характерна готовность к встречной агрессии.
Манипуляторы часто обрывают контакты – "рука надверной ручке", оставляют эмоции "про запас" – "ты меня обидел на прошлой неделе", злопамятны, не делают разницы между чувствами и фактами, вместо обиды и боли часто проявляют гнев.
Характерные типы поведения манипуляторов:
Диктатор – общаются только в форме приказа, нотации, отрицания.
Тряпка – вечная жертва диктатора, преувеличивает свою беспомощность – духовный шантаж.
Хулиган – все действия связаны с агрессией, жестокостью.
Судья – никому нс верит, подозрителен, всех осуждает.
Манипулятору противопоставлен актуализатор.
Актуализатор – хозяин своей жизни, искренен, честен, цельная личность, глубокое сознание самоценности. Каждый человек должен убивать в себе манипулятора и усиливать актуализатора. Эффективным средством актуализировать свою деятельность является перенос внутренней энергии на полезную творческую деятельность, соответствующую способностям и интересам личности. Увлеченность профессиональной деятельностью – лучшее средство от манипуляции. Актуализатор может превратить в радость самую рутинную деятельность.
Для актуализатора характерны открытые чувства: любовь, сочувствие, обида, страх, гнев. Для него свойственна способность честно выражать истинные чувства.
Искренность – свидетельство психического здоровья. Если чувства постоянно загонять внутрь, происходит разрушение психики, депрессия. Невыраженная эмоция – "петля на шее".
Актуализатор всегда готов к активному участию в жизни другого человека и принятию его таким, какой он есть.
Закон этического общения – отделение человека в целом от конкретного действия. Ошибку может совершить всякий. Судить надо не личность, а только конкретное действие. При этом нельзя примешивать к конкретному поступку нс относящиеся к делу прошлые ошибочные действия.
Таким образом, социальный работник обязан овладеть принципами и приемами актуализации, научившись полностью выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные, определять совпадение и расхождение мнений с клиентом, овладеть максимумом приемов и средств помощи страждущим.
Манипуляция на субъективном уровне, безусловно, связана с социальным манипулированием.
Социальное манипулирование – характерное явление нашей жизни, оно заключается в воздействии политических сил на все общество и различные социальные группы. Приемы массового манипулирования: дезинформация, обманы, зомбирование, запуск слухов, скрытие информации и т.д.
Оздоровление общественной жизни за счет прогрессивного развития всех сфер общественной жизни: экономической, социальной и духовной, преодоление институционного кризиса – единственный путь укрепления морали, нравственности и этического сознания.