Этические нормы реализации ответственности
В настоящее время деловую этику можно рассматривать на трех иерархических уровнях.
1. Мировой уровень (гипернормы). Они основываются на общечеловеческих ценностях. Нормы этого уровня сформулированы и зафиксированы, например, в "Принципах международного бизнеса" – всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии.
Гипернормы, зафиксированные в указанном документе, носят обобщенный, декларативный характер. В частности, они определяют:
• социальную ответственность организации (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни, клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом);
• модернизацию технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
• повышение доверия к бизнесу;
• уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
• признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);
• содействие свободе многосторонней торговли;
• уважительное отношение к окружающей среде;
• отказ от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).
Гипернормы создаются как всеобщие, глобальные правила поведения в сфере бизнеса, распространяющиеся на всех без исключения участников процесса производства и реализации товаров и услуг во всем мире. При этом нормы мирового уровня должны быть главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и нормам.
2. Макроуровень – нормы устанавливаемые в масштабе отрасли или национальной экономики. Этические постулаты этого уровня также являются общими предписаниями, но, в отличие от гипернорм, реализуются на более низком уровне. Для этого создаются отраслевые или национальные кодексы этики бизнеса. В список этических норм макроуровня могут входить предписания об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда и др.
3. Микроуровень – нормы, устанавливаемые на уровне отдельного предприятия. Они определяют реализуемый им набор моральных принципов и ценностей. Например, доверие и отсутствие дискриминации в отношениях работников, честность и обязательность по отношению к поставщикам, клиентам, партнерам и т.д.
Таким образом, этические нормы устанавливаются на различных иерархических уровнях. Они пронизывают всю экономическую систему общества, регулируют отношения в бизнесе. В то же время наличие этических норм разных уровней вносит определенные трудности в их применении и использовании. Так, например, встречаются ситуации, когда микроуровневые нормы противоречат макроуровневым и гиперуровневым.
При возникновении конфликта между этическими нормами разных уровней его рекомендуется решать по принципу приоритетности. Такой конфликт возможен при размещении филиалов компании в странах или регионах с иной культурой.
Хотя гипернормы и макронормы должны доминировать, необходимо считаться с микронормами. Так, если западная компания создает предприятие в экономически отсталой стране, она вводит принятые на Западе техники безопасности, запрещает несправедливую дискриминацию при найме и использование детского труда. Считается, что данные гипернормы отвечают как интересам этой страны, так и ее развитых партнеров. Вместе с тем оплата труда должна соответствовать местным стандартам, чтобы не дестабилизировать экономику и выдержать "принцип справедливости" в отношении других предприятий.
Ориентиром для формирования этических норм на национальном уровне и уровне отдельных организаций должны служить мировые нормы. Кроме упомянутых выше "Принципов ведения бизнеса", в которых была сделана попытка выработать единый кодекс поведения для бизнесменов западной и восточной (азиатской) систем, можно назвать Международные своды правил ведения бизнеса, принятые Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития.
На национальном уровне также делаются попытки регулирования трудовых отношений и выработки принципов этичного делового поведения. В России в 90-х годах XX в. был принят ряд профессиональных этических кодексов: "Кодекс чести банкира" (1994), "Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка" (1994), "Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов" (1994), "Двенадцать принципов ведения дел в России" (1998).
В условиях глобализации мировые этические нормы ведения бизнеса имеют огромное значение. Они облегчают сотрудничество и взаимодействие компаний, задействованных в международных отношениях. Однако на национальном уровне основным регулятором деловой этики остаются нормы деловой культуры, принятые в отдельной стране.
Каждая организация также имеет свои нормы деловой этики, на которые опираются руководители в процессе управления. Задача обучения этике поведения и этике принятия решений, безусловно, является трудной, так как работник приходит в организацию со своей, уже сформированной, системой ценностей. Тем не менее, если учесть, что его действия в рабочей среде определяются нс только его личными моральными принципами, то становится очевидным, что регулирование поведения вполне возможно.
Действия работника организации определяются тремя системами норм (рис. 21.1):
1) системой правовых норм, которые письменно закреплены в законодательстве и поддерживаются судебной системой государства;
2) моральными принципами и системой ценностей работника, не закрепленными ни в каких документах и находящихся лишь в его сознании;
3) системой этических норм организации, то есть социальными нормами, основанными на разделяемых работниками принципах и ценностях.
В некоторых случаях эти нормы закрепляются в соответствующих документах.
Как видно из рисунка, система этических норм находится между правовыми и личными нормами. Это означает, что, с одной стороны, она опирается на законодательную систему, но, с другой стороны, дает возможность человеку определенную свободу выбора в ситуациях, которые не предусмотрены строгими правилами. Деловая этика задает свои нормы, то есть определяет юридическую и моральную приемлемость поведения работников организации.
Рис. 21.1. Основные системы норм, определяющие действия человека и организаций