Этические измерения деловой жизни
В качестве основных измерений или аспектов деловой этики можно выделить горизонтальные отношения между предпринимателями и фирмами – партнерами и конкурентами; отношения деловых людей с клиентами и покупателями, а также вертикальные отношения внутри хозяйственных организаций.
Основными нравственными проблемами во взаимоотношениях между хозяйственными организациями-партнерами на свободном рынке являются надежность и выполнение контрактов, а также добросовестная конкуренция.
Надежность деловых партнеров является важнейшей предпосылкой успешного бизнеса. И в истории становления деловой культуры честность и надежность всегда выступала как основная добродетель делового человека, залог его репутации. Поддержание же репутации гарантирует стабильность деловых связей. В современной деловой культуре соблюдение контрактов поддерживается правовыми механизмами, которые, однако, не могут охватить все аспекты и нюансы деловых отношений. Поэтому такие нравственные качества, как честность, надежность, доверие сохраняют свою значимость. Как подчеркивает известный американский социолог А. Этциони, взаимодействие между субъектами легального рынка основывается на разветвленной сети доверительных отношений, воспринимаемых как моральный долг. Надежность в выполнении договоров облегчают и удешевляют деловые взаимосвязи; там, где надежность и доверие слабы, приходится прибегать к юридическому оформлению договоров, контролю за их выполнением или даже к помощи специальных служб, осуществляющих такой контроль. Свободный рынок, по мнению Этциони, процветает там, где нравственные и социальные ценности достаточно сильны, чтобы ограничивать и пресекать аморальную и асоциальную деловую практику, но, в то же время, не перекрывают здоровые достижительные ориентации.
Исследования деловой этики на российских рынках показали, что большинство предпринимателей (79% опрошенных) требовательны к моральному облику своих контрагентов. В числе желательных моральных качеств называют порядочность (44%), честность (31%). Упоминаются добросовестность, чувство долга, ответственность, обязательность. При этом В. В. Радаев отмечает, что речь идет именно о нравственных качествах, значимых для договорных деловых отношений, а не об "общих моральных добродетелях", духовных ценностях, убеждениях и т.д. Таким образом, опираясь на методологию исследования этики, предложенную М. Вебером, мы можем констатировать, что современная деловая этика может быть описана с помощью модели ответственности, а не убеждения.
Конкуренция является необходимым элементом свободного рынка, наиболее устойчиво связанным с ценностями свободы, инициативы, успеха, с достижительными и либеральными ценностями вообще. Конкуренция оценивается как воплощение свободы личности в сфере экономики, основа динамики рынка, его гибкости и функционального соответствия потребностям общества. Главной предпосылкой конкуренции является свобода и равенство возможностей, достижительные ориентации и стремление к успеху. Значимость свободной конкуренции для развития рынка отстаивал известный американский экономист Ф. Хайек. В своих работах ("Конкуренция как процедура открытия", "Дорога к рабству" и др.) он доказывал пагубность отказа от принципа свободной конкуренции. В то же время именно конкуренция проявляется в жесткой борьбе (часто не только экономического характера), именно в сфере конкуренции труднее всего
соблюдаются моральные нормы, именно здесь проявляются жесткость рынка. Поэтому конкуренция чаще всего оказывается объектом критики со стороны противников свободного рынка.
Гуманизация современного общества, растущая взаимосвязь и взаимозависимость людей, а также открытость и гласность порождают стремление смягчить негативные последствия конкуренции при сохранении ее положительного влияния на рынок. Речь идет о поддержке, в первую очередь со стороны государства, а также и негосударственных союзов и ассоциаций бизнесменов, тех предпринимателей, которые не могут выдержать конкурентной борьбы. Однако нравственные принципы современной деловой жизни не допускают псевдогуманной поддержки тех, кто терпит поражение из-за отсутствия необходимой квалификации, инициативы, решительности, из-за реальной неконкурентоспособности производимых товаров и услуг.
Способы поддержания деловой этики
Часто встречается точка зрения, что свободный рынок как саморегулирующаяся система способен сам поддерживать нравственное поведение на должном уровне, ибо те, кто нарушает правила рыночной игры, отступают от норм деловой порядочности и добросовестности, в конечном итоге теряет доверие партнеров и клиентов и терпит поражение в конкурентной борьбе. Однако необходимые для развития свободной конкуренции достижительные ценности, ориентации на успех, обогащение, карьеру, соперничество, часто выходящее за рамки "мирного соревнования", делают сферу бизнеса зоной "морального риска", способствуют постоянному воспроизведению здесь разнообразных нарушений нравственных норм. Поэтому многие практики и теоретики бизнеса считают, что деловая этика нуждается в сознательной и целенаправленной поддержке.
Уже цитированное выше исследование деловой этики на российских рынках показало, что в конце 1990-х гг. нарушение деловых обязательств было весьма распространенным и с ним, так или иначе, сталкивались более 90% опрошенных предпринимателей, руководителей предприятий; 49% отметили, что сталкиваются с ними часто. При этом отмечается умеренный оптимизм в отношении динамики деловой этики, поскольку большинство опрошенных все же считают, что без нарушений договоров и обязательств работать возможно.
Низкий уровень деловой этики как формы институциональной регуляции рынка приводит к увеличению рисков и неопределенности, росту трансакционных издержек. Из возможных методов борьбы с нарушениями обязательств российские предприниматели конца 1990-х гг. предпочитали мирные неформальные уговоры, убеждение и т.д. (55%), к формальному обращению в судебные инстанции склонялись существенно меньше (24%), а 11% были готовы использовать силовые меры. В целом недостаточно высокий уровень деловой этики приводит к росту недоверия и, как следствие, издержек, связанных со сбором информации о контрагентах. Наиболее эффективным способом противодействия нарушениям договоров является тщательный подбор деловых партнеров, а в конечном счете – формирование деловых сетей, обеспечивающих надежность, доступ к информации и поддержание деловых репутаций.
Практика показывает, что включение этического измерения в деловую жизнь определяется прагматическими мотивами: когда оно полезно для дела и выгодно, тогда приверженность нравственным ценностям воплощается в ее практике, а когда нет – этика остается пустой декларацией. И обеспечение высокого нравственного уровня деловой жизни зависит не только от самих предпринимателей (т.е. людей, ориентированных прежде всего прагматически), но и от уровня нравственности в обществе в целом. Практически везде существует теневой и криминальный бизнес, не только аморальный, но и преступный, однако занимаемая им социально-экономическая ниша, его доля в предпринимательском сообществе в целом определяется состоянием общества. В условиях экономической и политической стабильности, растущего благосостояния народа (а не горстки нуворишей), устойчивой системы ценностей и норм поведения, этика делового мира также поддерживается на высоком уровне. В кризисные и переломные моменты истории, когда экономика находится в состоянии упадка, массы народа бедствуют, система ценностей подорвана, ориентиры смещены – тогда в деловом мире, как и везде, этическое измерение искажается и не включается в принятие решений.