Этическая мотивация
По М. Веберу, она основывается на абсолютных ценностях. В качестве такой ценности выступает следование в поведении определенным этическим императивам (повелевающим требованиям) и моральным нормам. Этическая мотивация выступает результатом привязанности индивида к социальным ценностям, его представлений о должном, мировоззренческих смыслов и религиозных убеждений.
Мотивация отдельных людей основывается на ценностях, утвердившихся в народе, выражающих его духовные устремления и ставших элементами общепринятого образа жизни. Религиозные и социальные ценности отражают своеобразие смысла жизни и отношения к труду, имеющегося у различных народов. Например, по М. Веберу, в Западной Европе это ценности протестантизма, повлиявшие на формирование капитализма.
Нравственные принципы являются, по-видимому, самым глубинным уровнем детерминации человеческого поведения. Нравственные качества людей – честность, добросовестность, порядочность в отношениях, бескорыстие и многие другие формируют соответствующую мотивацию – стремление к выполнению своих обязательств, желание помочь, готовность уступить, стремление поделиться, желание послужить и т.д. Соответственно, безнравственные мотивы становятся основой безнравственного поведения.
Мотивация к управленческому труду
Что движет менеджерами (управляющими), т.е. той категорией персонала, без которой невозможна эффективная деятельность любой организации? По мнению профессора А.-В. Шеера, имеющего более чем 30-летний опыт управленческой деятельности, это жажда денег, общественное признание, боязнь критики, творческий порыв, нарциссизм.
Возможность зарабатывать больше, чтобы повышать свой жизненный уровень, для менеджеров важна (как и для людей других профессий), но до известного предела. Есть некоторый порог, за которым повышение заработной платы существенно не влияет на образ жизни человека. Многие опросы показывают, что даже не на самых высоких управленческих позициях такие факторы, как удовлетворение от выполненной работы и гордость личными достижениями, взаимодействие с непосредственным руководством и многообразие поставленных задач, считаются гораздо более сильными мотивами, чем заработная плата. Тем более удивительно, что деньги так важны для высокооплачиваемых менеджеров. В их случае деньги – это скорее символ статуса, чем средства к существованию.
Эмпирические исследования в менеджерской среде показали: как только заработная плата достигает определенного уровня, только очень существенное ее повышение стимулирует большую отдачу. Обычные бонусы по итогам текущей работы, конечно, греют душу, но на перемещения по управленческой иерархической лестнице с соответствующим изменением заработной платы никак не влияют. Менеджер будет готов больше выкладываться на работе, только если ему посулят перевод на качественно новый уровень, повышающий финансовый статус, который оценят члены его семьи, друзья, коллеги и партнеры.
Очень важным для менеджеров является общественное признание значимости их профессиональных достижений (или хотя бы возможность избежать публичной критики). Нет предела жажде общественного признания. Поэтому многие ведущие управленцы придают большее значение не бонусам, а появлению своего имени в каком-нибудь экономическом журнале в сочетании со словами "менеджер года", что ассоциируется с большей авторитетностью в обществе.
Управленческий труд является творческим, поэтому понятно, что желание творить также очень важно для менеджеров. Это очень мощный мотив.
Имея лидерские качества, менеджеры мотивируемы желанием продвинуться безотносительно к наличию возможностей и справедливости системы продвижения по служебной лестнице. Если наиболее уважаемые лидеры по службе не продвинутся, то, скорее всего, разочаруются и перейдут в оппозицию к руководству с тем, чтобы и дальше оставаться лидерами. Неслучайно так много профсоюзных активистов выбрали эту карьеру, потому что организации не вознаградили их выдающиеся лидерские качества продвижением по службе.
Итак, мотивация разнообразна в том смысле, что факторы, побуждающие человека к активности, к определенным формам поведения, могут иметь различный характер. Мотивация персонала может обусловливаться личностными особенностями – этическая, эмоциональная, неэкономическая мотивация. Мотивация может обусловливаться конкретно историческими общественными условиями, формироваться под влиянием господствующих социально-экономических отношений – традиционная и экономическая мотивация. Мотивация может быть связана с определенными видами человеческой активности, в особенности с базовой формой жизнедеятельности человека – трудом. Именно побуждения к труду, желание работать, заинтересованность в определенном трудовом поведении представляют особый интерес для менеджмента. Мотивация может иметь свободный и принудительный характер; может быть открытой и скрытой; она может осознаваться и не осознаваться человеком. Типы мотивации, выделенные по различным основаниям, представлены на рис. 6.2.
Рис. 6.2. Виды мотивации
Понимание разнообразия мотивации по содержанию, характеру, формам, которые она принимает, важно для осознания сложности этого феномена, что предостерегает от упрощенного подхода в управлении.