Этап формирования двигательного навыка
Цель третьего этапа сводится к формированию двигательного навыка (термин, более используемый среди психологов), или динамического стереотипа (термин заимствован из работ И. П. Павлова). В самом термине "динамический стереотип" весьма наглядно проявляются два главных направления работы тренера на третьем этапе обучения. С одной стороны, разучиваемое движение должно стать достаточно стереотипным (стабильным), а с другой – вариативным.
Кроме того, в связи с изменением возрастных показателей морфофункционального и психического развития детей, совершенствования кинематики или динамики отдельных элементов техники борьбы с точки зрения современной науки о спорте требуется частичная перестройка двигательных навыков. Следовательно, должны широко применяться две группы методов обучения: одна – для закрепления разучиваемого движения и другая – для его всестороннего совершенствования.
Для достижения высокой стабильности и рациональной вариативности выполнения различных технических приемов применимы метод усложнения внешней обстановки, упражнения при различных состояниях организма. Частичная перестройка двигательных навыков достигается применением метода облегчения условий выполнения технических приемов, методом сопряженного воздействия.
Усложнение или облегчение внешней обстановки реализуется следующими методическими приемами:
1) выбором стартового положения (и.п.) при проведении технических приемов;
2) дозированием внешнего сопротивления;
3) предложением форы более слабому сопернику (партнеру) при учебно-тренировочных соревнованиях;
4) ограничением рабочей площади при учебно-тренировочных схватках (соревнованиях и т.д.);
5) введением ориентиров и использованием средств срочной информации о технике выполнения движения;
6) изменением требований к быстроте и точности проведения технического действия или его части;
7) использованием предполагаемого внешнего сопротивления;
8) регулированием мышечных напряжений за счет повышения внешнего сопротивления (подбор спарринг-партнеров по весу, квалификации, технической подготовленности);
9) изменением координационной сложности задания.
К примеру, метод упражнения при различных состояниях организма реализуется следующими методическими приемами:
1) выполнение действия в состоянии значительного утомления. При этом спортсмену предлагаются упражнения на технику после высокоинтенсивных и объемных нагрузок в пределах одного тренировочного занятия со скоростью и необходимостью проявления силы, приближенной к максимальной (соревновательной);
2) выполнение действия при ограничении либо включении зрительного контроля;
3) проведение технического действия в состоянии значительного эмоционального напряжения:
• в состоянии высокой физической работоспособности (координационные игры, соревновательные условия);
• в состоянии значительного физического утомления (сопряженные игры, соревновательные условия, контрольные схватки с определенным заданием).
Каждый методический прием формирует то или иное состояние организма. В частности, первый прием предъявляет высокие требования к концентрации волевых усилий и оказывает большое влияние на ЦНС. Второй – повышает способность к тонкому восприятию и оценке собственных движений, позволяет прочувствовать ритм двигательного действия, другими словами, формирует стабильный навык. Третий прием позволяет стабилизировать технику приема при сбивающих эмоциональных факторах.
Метод сопряженного воздействия предполагает одновременное развитие двух или больших количеств возможностей организма. Формирование техники нужно проводить в сочетании с развитием двигательных качеств, формированием морально-волевых черт, изучением тактики в учебно-соревновательных и соревновательных схватках (играх и т.д.).
Возможно применение огромного множества методических приемов, обусловливаемых качеством или способностью и развиваемых совместно с формированием навыка (Я. К. Коблев, К. Д. Чермит, И. А. Письменский, E. С. Волков).
Вскрытие внутренних противоречий в развитии спортивной техники имеет важное методологическое и прикладное значение для совершенствования технического мастерства спортсменов. На этой основе могут дифференцироваться: ведущие элементы и структура в системе на различных этапах спортивной подготовки; детали техники, на которые направляется внимание при самоконтроле технической подготовки; отдельные части упражнения при подборе вспомогательных и имитационных упражнений; взаимодействия между отдельными частями упражнений для устранения ошибок при техническом исполнении и т.д.
Функциональная организация спортивной техники раскрывает основные закономерности, определяющие поведение (функционирование) системы движений как целостного, организованного множества. В основе этой организации лежат информационные процессы афферентного и эфферентного типа, происходящие между различными подсистемами и их элементами. Однако рассмотрение понятия "спортивная техника" в педагогическом плане требует некоторых дополнений, раскрывающих целесообразный характер конкретного действия. Как подчеркивает Н. А. Бернштейн, нормальный человек никогда не выполняет "движения вообще", это всегда – действие. Действия решают определенную двигательную задачу, которая в спорте должна быть адекватной требованиям обстановки, складывающейся на соревновании. Это не может быть осуществлено без предварительного моделирования и вероятностного предвидения (прогнозирования) конечного эффекта. Данное обстоятельство диктует необходимость создания так называемого "моторного образа" двигательной задачи, понимаемой как комплекс представлений о предстоящем действии, о его смысловой и двигательной структуре. Именно на этой основе формируется и алгоритм поведения, раскрывающий порядок операций и выбора конкретных двигательных механизмов в соответствии со структурой образа технических действий. С этой точки зрения синхронизация при техническом исполнении осуществляется посредством двух видов информации (В. С. Фарфель): основной (собственной) и дополнительной (посторонней).
Основная информация о движениях поступает по различным каналам обратной связи. Ее источниками являются проприореценторы. Информация несет сведения о степени и характере напряжения в работающих мышцах, об их сокращении или растяжении, о скорости и силе движений, об их направлении и амплитуде, о расположении в процессах движения отдельных частей тела (одной по отношению к другой), о позе, точности движений и т.п. Эта информация дополняется сведениями, которые поступают от соответствующих органов (чувств) о положении тела в пространстве и о его взаимодействии с окружающей средой. Таким образом, дополненная собственная информация несет сведения не только о способе выполнения движения, но и о его эффективности. В зависимости от уровня технического мастерства информация поступает в различные звенья системы управления – от передних долей головного мозга к различным уровням автоматического управления движениями.
Дополнительная информация о движениях также адресована спортсмену, но поступает извне. Ее источником является спортивный педагог (тренер). ОГЛАВЛЕНИЕ дополнительной информации включает сведения об отклонениях между поставленными и реализованными двигательными задачами, эффективности движений и т.д. По сравнению с основной информацией дополнительная содержит значительно меньший управляющий эффект, так как является субъективной и поступает со значительным опозданием. Первый недостаток можно устранить посредством ряда методов: объективной оценкой технического исполнения – кинематографии, видеомагнитофонной техники, стереофотограмметрии и др. Основная и дополнительная информация взаимно дополняют друг друга. Однако их соотношение в процессе спортивной подготовки претерпевает значительные изменения. Например, с повышением технического мастерства возрастает значение основной информации как источника саморегуляции и управления двигательной деятельностью. В результате этого достигается высокая степень нервной, мышечной и двигательной координации как качественных компонентов единого регуляторного механизма двигательной деятельности. Знакомство со структурой и функциональной организацией системы движений, а также и причинами ее развития позволяет раскрыть некоторые характерные черты спортивной техники, которые в самом общем виде служат критерием технического мастерства. Ряд авторов (В. М. Дьячков, Д. Д. Донской, Ю. В. Верхошанский, В. М. Зациорский, М. А. Годик и др.) считают, что максимальные и устойчивые спортивные результаты являются функцией ряда качественных характеристик спортивной техники, таких как целенаправленность, рациональность, эффективность, точность, надежность и т.д. Особенно важно отметить, что все еще отсутствует определение их содержания, их взаимосвязи и обусловленности, их специфики в различных видах спорта и т.д. Известный прогресс в этом отношении отмечается в течение последних лет, когда проблемы спортивной техники начали систематически исследоваться с позиций кибернетики, которая раскрывает особенности поведения сложных систем. С этой точки зрения решающую роль в максимальном использовании двигательного потенциала спортсмена играют такие категории, как оптимальность и целенаправленность (В. М. Дьячков).
Оптимальность раскрывает наиболее рациональную структуру и функциональную организацию системы движений, а целенаправленность – ее целевую функцию (адекватную конкретным требованиям двигательной деятельности). В своей совокупности они определяют высокую эффективность спортивной техники. Она отражает не только абсолютные величины двигательного эффекта, но и величину усилий и физических потерь на единицу спортивного результата, т.е. экономичность технических действий.
Вторым требованием технического мастерства является устойчивость высоких спортивных результатов. В наибольшей степени она определяется высокой точностью и надежностью системы движений (В. Б. Коренберг). Эти характеристики заложены в самой структуре системы, в оптимальном построении двигательных механизмов, которые имеют упрощенную кинематическую схему – без излишних промежуточных звеньев. Всякое усложнение схемы увеличивает вероятность ошибок и понижение эффективности работы. По этой причине в цикличных видах спорта система движений является значительно более надежной, чем при ацикличных (спортивные игры, единоборства и др.). С другой стороны, точность и надежность системы определяются автоматизацией движений и их устойчивостью против неблагоприятных воздействий внешних и внутренних факторов. Это, в свою очередь, требует оптимального соотношения между стабильностью и вариативностью двигательных навыков, с учетом особенностей спортивных соревнований. Уровень технического мастерства в значительной степени будет зависеть от таких оптимальных диапазонов вариативности в системе движений, которые в наибольшей степени будут гарантировать стабильность и точность в действиях спортсмена.
Выяснение этих и других характеристик спортивной техники предполагает ясные методологические концепции и реальные возможности для использования современной электронной и вычислительной техники, что будет содействовать оптимизации технического мастерства.