Этапы учетной работы
Учетная работа в бухгалтерии складывается из трех этапов: 1) бухгалтерская обработка первичных документов; 2) отражение операций на счетах бухгалтерского учета; 3) составление нового отчетного баланса.
Первый этап учетной работы начинается с поступления первичных бухгалтерских документов (накладные, кассовые ордера) в бухгалтерию вместе с отчетами материально-ответственных лиц, банковскими выписками или другими сводными документами. На данном этапе работники бухгалтерии выполняют не только учетные, но и контрольные функции. Документы с их стороны подвергаются формальной и арифметической проверке, т.е. проверкой по форме устанавливается необходимое количество заполненных реквизитов, наличие подписей, четкость и разборчивость заполнения документов, а посредством подсчетов повторно выполняются те же действия, которые были применены при исчислении цифровых данных лицами, составившими документ. Кроме того, бухгалтером проводится проверка документа по существу с целью установления законности, целесообразности и ее соответствия действующим нормативным актам, а также их обработка путем постановки цены и суммы. Данное действие называется расценкой, или таксировкой.
Окончанием первого этапа является момент, когда главный (старший) бухгалтер отдает распоряжение о принятии к учету первичного документа и об отражении хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета. Такое распоряжение называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерская проводка оформляется на самих первичных документах или на отдельных бланках. Форма проводки определяется правилом двойной записи; вместо наименования счета указывается его шифр (например, 50 – "Касса"
Запись № 1 от 28 ноября 2011 г.
Дебет |
Кредит |
Сумма |
71 |
50 |
3000 руб. |
Главный бухгалтер_______________(подпись)
Второй этап учетной работы характеризуется внесением сведений о каждой хозяйственной операции в учетные регистры.
По характеру записей, т.е. в зависимости от того, разносятся операции по бухгалтерским счетам или только регистрируются в хронологическом порядке без группировки по счетам, различают хронологические, систематические и комбинированные регистры.
Хронологическая или систематическая группировка объектов бухгалтерского учета в регистрах является обязательным реквизитом регистра (п. 4 ч. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).
В хронологические учетные регистры хозяйственные операции заносятся по мере их совершения на основании первичных документов в хронологическом порядке, в последовательности их поступления без группировки и разноски по счетам.
Систематические учетные регистры предназначены для группировки однородных операций и записи их по определенной системе на бухгалтерских счетах. К таким регистрам относятся карточка учета производственных затрат. Главная книга и др.
В настоящее время широкое распространение получили комбинированные учетные регистры, где сочетаются хронологические и систематические записи. Их использование сокращает затраты труда на учетную регистрацию, уменьшает возможность ошибок, так как учетные записи производятся в одном совмещенном регистре за один рабочий прием.
Третий этап учетной работы включает обобщение данных текущего учета путем подсчета месячных оборотов в регистрах и выведение итога по синтетическим и аналитическим счетам. При этом для обобщения учетных данных часто применяются специальные учетные регистры – оборотные ведомости. Завершающим циклом данного этапа является составление бухгалтерского баланса.
Контроль за правильностью отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, ответственные за их ведение.