Этапы становления философии науки
Несмотря на то что философия науки как самостоятельная дисциплина сформировалась недавно, не следует думать, что в прошлом отсутствовали философские размышления о науке. Философское осмысление науки развивается вместе с развитием последней. В связи с этим философию науки можно охарактеризовать как своего рода самосознание науки.
Тесная связь философии и науки прослеживается на протяжении всей истории философии.
В древности, когда наука только зарождалась, философия не только включала в свой состав отдельные научные знания, но и размышляла об их специфике. Достаточно упомянуть силлогистику Аристотеля как практический результат раздумий о логике научного мышления.
В эпоху Средневековья, когда философия фактически приобрела статус "служанки богословия", казалось бы, невозможно было вести речь о философском освоении науки. Однако знаменитый спор об универсалиях есть не что иное, как дискуссия о природе научных понятий, о специфике и особенностях рационального мышления. Философские размышления по поводу этих проблем могут рассматриваться как вклад в последующее развитие философии науки.
С отпочкованием от философии конкретных наук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой стороны, выступает в качестве мировоззренчески-методологической основы фундаментальных научных открытий, влияет на их интерпретацию и включение в культуру.
Осмысление философских проблем науки активизируется в эпоху Нового времени, что вполне объяснимо: формируется классическое естествознание, нуждающееся в философско-мировоззренческом и методологическом обосновании. В связи с этим философские размышления о науке включаются в философские системы таких выдающихся мыслителей, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте. Это создало предпосылки к конституированию во второй половине XIX в. философии науки в качестве особой области философского знания, что произошло благодаря трудам У. Уэвелла, Дж. Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера и других ученых. Сам термин "философия науки" впервые был предложен немецким философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с опорой на достижения науки. Работы Е. Дюринга вызвали множество критических замечаний, но сам термин оказался продуктивным.
С середины XIX в. философия дифференцировалась на ряд относительно самостоятельных дисциплин (онтология, этика, философия права, философия религии и др.). Вполне логичным было распространение данной тенденции на философский анализ науки.
Бурный процесс дифференциации в XIX в. переживала и сама наука; разрушилось прежнее единство классической научной картины мира, господствовавшей в европейской науке более двух столетий. При этом отдельные сферы научного знания развивали свои представления о собственном объекте и собственные методы исследования. Возникла проблема мировоззренческого и методологического объединения этих представлений и этих подходов, что и привело в итоге к формированию философии науки как специфической области философии, нацеленной на разработку мировоззренческих и методологических проблем науки.
Во второй половине XIX в. развивается понятие об основной единице научного знания – научной теории в противовес классической философии, рассматривавшей в качестве компонентов научного знания понятия, суждения, умозаключения. Из проблематики чувственного опыта выделяется проблематика эмпирического знания. Расширяется сеть научных учреждений, возрастает число ученых.
Первоначально философия науки развивалась в рамках позитивизма, который как направление в философии прошел три этапа развития:
– первый позитивизм XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль);
– второй позитивизм – эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус и др.);
– третий позитивизм – неопозитивизм, или логический позитивизм (работы Б. Рассела и Л. Витгенштейна 1920– 1930-х гг., венский кружок – М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, В. Крафт, Р. Мизес, О. Нейрат, Г. Ган, К. Гедель и др., "Берлинское общество эмпирической философии" – Г. Рейхенбах, В. Дубислав, К. Гемпель, принимавший также участие в работе венского кружка, и др.).
Через все три этапа развития позитивизма проходит общая идея: рассматривать философию как методологию науки, но развивать эту область знания без обращения к "философской метафизике", средствами самой науки.
Во второй половине XX в. наибольшее влияние получили следующие направления философии науки:
– критический рационализм К. Поппера;
– концепция исторической динамики науки Т. Куна;
– концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоша;
– "анархистская эпистемология" П. Фейерабенда.
Эти концепции будут рассмотрены в дальнейшем изложении.
Основные проблемы философии науки
По поводу центральной проблемы философии науки высказываются разные мнения.
Известный физик, математик, философ науки Ф. Франк (1884–1966) считает, что "центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам".
Один из самых влиятельных философов науки XX столетия К. Поппер (1902–1994) характеризовал главную проблему философии знания как вопрос о том, возможно ли рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований: "Я называю ее первой проблемой. Она исторически привела ко второй проблеме: как можно обосновать (justify) наши теории и верования".
Отечественный философ Т. Г. Лешкевич все проблемы философии разделяет на три группы.
1. Проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. В данном контексте философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах.
2. Проблемы, возникающие внутри самой науки и нуждающиеся в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно "философские подсказки" решения парадоксальных проблем.
3. Проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях принижения. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций.
Обширный список проблем философии науки дают А. А. и О. А. Радугины. Приводим его здесь без комментариев, которые предлагаем сделать магистрантам самостоятельно:
1) выработка онтологических оснований науки;
2) формирование гносеологической базы научной деятельности;
3) разработка логических и методологических основ науки;
4) выработка и создание модели научной рациональности;
5) освещение проблем научного творчества;
6) раскрытие возможностей использования системного подхода и синергетики в исследовательской работе;
7) анализ языка науки;
8) изучение предпосылочных структур;
9) разработка классификации наук;
10) выяснение связи науки и общества;
11) освещение проблемы эффективности науки;
12) выяснение взаимоотношений науки и политики;
13) освещение связи науки и религии;
14) подведение под науку аксиологических оснований;
15) раскрытие проблем этики науки;
16) анализ эстетических проблем науки;
17) оценка социального назначения науки;
18) разработка стратегической доктрины науки.