Этапы и способы составления профессиограммы и психограммы
При составлении профессиограммы и психограммы предусматриваются определенные этапы. На первом этапе устанавливают перечень выполняемых профессионалом обязательных задач, при этом сначала исследуют требуемые образцы работы, а потом (если возникает необходимость) изучают индивидуальные вариации работы, порожденные профессионалами. Далее выстраивается функциональная модель действий субъекта по выполнению каждой задачи (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане). Выделяются наиболее важные, часто встречающиеся, ведущие профессиональные задачи и действия, психические функции, процессы, способности, умения, обеспечивающие их выполнение. Выдвигаются гипотезы о предполагаемых профессионально важных качествах, требуемом уровне их развития (высокий, средний или низкий) и степени легкости или трудности этого развития для среднего работника.
Составление психограммы часто затруднено тем, что в профессиональной деятельности встречаются задачи, способы выполнения которых нельзя понять через расчленение единого процесса на последовательно выполняющиеся действия и адекватные им психические функции, т.е. задачи могут требовать одновременного оперативного осуществления и познавательных, и двигательных действий, контроля каких-то их компонентов и мыслительных процессов. Поэтому представленная технология позволяет получить лишь предварительную характеристику ПВК. Но даже такие сведения оказываются полезными для клиентов и для психологов-профконсультантов.
Профессиограмма обычно составляется в виде текстового описания. Психограмма профессионала может быть представлена либо в форме текста, либо в табличной форме, либо в форме аналитического графика (Толчинский, 1932). Конструктивный способ представления профессиографических материалов разработан Е. М. Ивановой [23], которая упорядочила процесс психологической интерпретации трудовых действий работника. В прил. ЭП-3-7 приводится образец такого рода анализа цикла действий оператора пейджинговой связи, в ходе которого вычленяются предполагаемые ПВК, требуемые для успешного выполнения каждого действия. Психограмма профессионала может быть также представлена в форме диаграммы (прямоугольной или круговой, как предлагал А. Ф. Лазурский), на которой в количественной форме отображаются требования к ПВК для конкретной профессии.
В самом общем виде независимо от цели исследования всякая профессиограмма должна как минимум содержать следующую информацию:
1. Название работы (и ее синонимы); отрасль хозяйства, где встречается данная профессия.
2. Краткое описание работы в целом (резюме), включающее четыре пункта:
1) что делает работник? (Какие результаты должен получить? С помощью каких действий? Каковы требования к продукту или результату его действий и процессу их осуществления?)
2) как выполняется работав (Какие используются технологии и орудия труда, в каких условиях протекает работа?)
3) почему делает? (Как связана данная работа с другими видами работ, с другими продуктами? В чем назначение, смысл, миссия работника?)
4) какие требования предъявляет работа к субъекту труда?
Эти четыре пункта составляют "общую формулу анализа профессий", используемую психологами США [45, с. 172].
Классификации профессий в психологическом профессиоведении
Общие требования к классификациям массовых явлений
Классификация какой-либо совокупности явлений – это распределение явлений, которые в каком-либо отношении разнородны, на некоторое число групп, произведенное по правилам логики. Смысл разбиения множества явлений на группы состоит в том, чтобы легче ориентироваться в индивидуальных, отличных друг от друга явлениях. Создавая группы, стремятся к тому, чтобы внутри групп была меньшая разнородность, чем между группами. Тот признак, который берется за основу классификации, называется группировочным признаком или основанием классификации. Главная область применения классификаций – научное исследование массовых явлений. Классификация упрощает картину массового явления: вместо огромного множества конкретных явлений при их группировке получаем значительно меньшее число обобщенных единиц, сохраняющее качественные различия массового явления. Так, вместо десятков тысяч наименований профессий и специальностей можно получить несколько десятков их групп. Снижение размерности массового явления помогает охватить его в целом, увидеть системные связи и отношения.
Классификации обычно составляются с ориентацией на цели исследования или практики. В принципе может быть множество классификаций профессий, так как профессии – объекты сложные, обладающие разными признаками, которые могут сочетаться в самой причудливой форме. В этой связи становится понятным, что не может быть какой-либо одной общей классификации профессий, пригодной для всех случаев науки и практики. Но могут быть созданы информационные базы не по одному-двум, но по значительному количеству признаков, которые могут присутствовать в изучаемых явлениях.