Этапы системы инструкторского роста

I этап. Он начинается 25 августа, когда в Центре проводится новый набор. Процесс адаптации новичков к коллективу может длиться от нескольких недель до полугода. Это достаточно продолжительный срок, в течение которого возможен уход подростка из Центра по самым разным причинам. Адаптационный период характеризуется общим эмоциональным напряжением, вызванным главным образом недостатком информации у новичков о нормах, требованиях коллектива, его членах. Естественным также является стремление новичка как можно быстрее зарекомендовать себя в новом коллективе, определить свое возможное положение в нем. Для первого этапа характерны активность новичков по отношению к деятельности мотива прихода и пассивное участие в других видах деятельности.

Цель данного этапа: обеспечение первоначальной адаптации подростка в коллективе Центра.

Задачи:

1. Удовлетворение потребности в информации:

– знакомство с направлениями работы Центра;

– знакомство с законами и традициями коллектива;

– налаживание межличностных контактов в микрогруппе.

2. Формирование основ дисциплинированности и исполнительности: требование исполнения законов Центра и правил внутреннего распорядка.

3. Составление психолого-педагогической характеристики новичка:

– оформление документов, заполнение входной анкеты;

– психодиагностика.

4. Усвоение основ знаний, умений и навыков по важнейшим направлениям работы Центра:

– начальный курс редактора;

– начальный трудовой курс;

– начальный оперативный курс;

– начальный социальный курс и т.д.

На первом этапе развития коллектива авторитарный метод предъявления педагогических требований является необходимым и обязательным. Тем не менее в Центре предусмотрены факторы, смягчающие жесткость и безапелляционность требований. Эстетика военизированного быта в организационной структуре (звания, субординация, знаки отличия и т.п.) вносит в строгость требований оттенок игры. Кроме того, большинство законов и традиций Центра носит оптимистический, эмоционально-положительный характер (например, закон рукопожатия, выражающий дружеское отношение к людям).

II этап. Это наиболее сложный период в развитии коллектива. На смену эмоциональному подъему первого периода, в немалой степени обусловленному радостью но поводу самого факта приема и осуществления желания заниматься каким-либо видом деятельности, приходит достаточно монотонная жизнь. Она предусматривает еженедельные тренировки, обязательные занятия по направлениям в соответствии с расписанием, сдачу зачетов по пройденным дисциплинам, регулярные дежурства но Центру (включающие, в том числе, и санитарную уборку помещений). У подростков формируется основной конфликт второго этапа: "хочу – надо" (хочу заниматься каратэ, но надо во время тренировки дежурить в раздевалке и т.п.). Конфликт усугубляется, если подросток по каким-то причинам не может удовлетворить своих потребностей. Если в этот момент не произойдет, конечно с помощью педагога, замена вида деятельности, связанной с мотивом прихода, либо в результате индивидуального подхода не будут найдены пути самоутверждения личности в предпочитаемой ею области, прогрессирование конфликта может привести к отказу подростка от Центра и, как следствие, потерю для него одного из институтов социализации.

Цель данного этапа: обеспечение устойчивой адаптации членов Центра в коллективе.

Задачи:

1. Создание условий для возникновения внутригрупповой сплоченности, общественного мнения, отношений ответственной зависимости и т.д. Выяснение причин конфликтов в группах, осуществление педагогического контроля за их развитием и разрешением (но возможности).

2. Создание условий для привлечения подростков к активному участию в разнообразных видах общественно-полезной деятельности (не только пассивное присутствие, но и оказание посильной помощи в подготовке и проведении занятий и т.п.).

3. Выявление склонностей и предпочтений подростков в той или иной области деятельности, сопоставление результатов эмпирических наблюдений с теоретически оптимальным видом деятельности для данного подростка (на основе изучения психологических особенностей личности).

4. Усвоение основного курса знаний по направлениям работы Центра.

III этап. Уровень развития коллектива достаточно высок, в основном сформированы отношения ответственной зависимости (подавляющее большинство ребят имеют постоянные поручения), взаимопонимания, сотрудничества внутри отдельных групп, проходит процесс идентификации подростков со своими коллективами, сравнение, а иногда и противопоставление своей группы другим. Излишняя автономизация может привести к возникновению корпоративных тенденций в развитии группы. В этих условиях очень важно, чтобы работа педагога в направлении дезавтономизации не воспринималась подростками как посягательство на единство их микроколлектива, а, напротив, рассматривалась как повышение статуса того или иного члена группы либо всей группы в целом.

Практический опыт работы в Центре показывает, что наиболее эффективно в подобной ситуации включение подростка в "скользящую сеть" (термин Д. И. Фельдштейна) различных коллективов, членом которых он одновременно является. Начиная с первого этапа, подростки имеют возможность принять участие в работе временных микроколлективов: инициативной группы но подготовке праздника, футбольной команды и т.п. На третьем этапе на основе полученных знаний и умений у ребят появляется возможность подняться на качественно новый уровень организации своей деятельности – принять участие в работе одного (или нескольких) из отделов Центра.

Система отделов в целом соответствует направлениям работы Центра (спортивный, музыкальный, художественный, методический и т.д.).

Проходя специализацию η том или ином отделе, подросток углубляет свои знания по интересующему его виду деятельности, приобретает специальные знания, умения и навыки. Начало работы в одном из отделов не является неожиданностью для подростка: на предшествующем этапе воспитанник в обязательном порядке проходит стажировку, которая помогает ему сделать более осознанный выбор направления основной деятельности. Необходимость удовлетворения своих личных потребностей и интересов приводит подростка к необходимости выхода за рамки микрогруппы, осознанию полезности своей деятельности нс только для себя и своих ближайших товарищей, но и для всего коллектива Центра, а через это и для общества в целом. Стоит заметить, что деятельность отделов не ограничивается рамками Центра: проведение трудовых и социальных десантов, оперативных дежурств, показательных выступлений и т.п.

Нель данного этапа: создание условий для успешного осуществления процесса формирования общественной направленности личности.

Задачи:

1. Обеспечение положительных результатов деятельности подростков за пределами Центра.

2. Создание условий для творческого самораскрытия подростков в предпочитаемом виде деятельности.

3. Усвоение основного курса знаний, умений и навыков организаторской деятельности.

Необходимо отметить значимость третьего этапа в формировании у подростков "адаптационной способности" (не следует понимать это выражение буквально). Параллельное изучение на данном этапе методики проведения занятий по различным направлениям (методика тренировок, коллективных творческих дел и т.д.) позволяет подросткам проводить аналогии, сравнивать приемы и методы работы (естественно, с помощью педагога) в различных видах деятельности. Тем самым вырабатывается универсальный методический подход к организации практически любого вида деятельности (в том числе и не входящего в систему направлений работы Центра), способность планировать свою деятельность, прогнозировать ее успешность, анализировать результаты и т.д. Деятельностная разноуровневость и разнонаправленность приобретенных знаний, умений и навыков постепенно формирует социальнопсихологически гибко адаптирующуюся личность; закладываются основы социальной компетенции.

IV этап. На этом этапе происходит процесс закрепления организаторских навыков, применение их на практике в различных видах деятельности. Очень важно, чтобы этот процесс проходил не в рамках Центра, где сложившиеся формы и методы работы все же оказывают тормозящее действие на развитие организаторских навыков, индивидуальных творческих способностей членов Центра.

Педагогическим коллективом Центра разработаны и воплощены на практике несколько вариантов расширения социальной среды развития:

1. Организация работы с проблемными детьми (безнадзорными, беспризорными и пр.) через индивидуальное шефство над ними членов Центра (внедрение технологий снижения социальных рисков и пр.).

2. Многолетнее сотрудничество с пригородным детским домом по организации досуга воспитанников в летний период.

3. Обеспечение организации и проведения ежегодного летнего лагеря для трудных подростков.

4. На стадии практического эксперимента находится работа членов Центра с подростками группы социального риска, состоящими на учете в областном банке данных (технология "работы со случаем" и др.).

5. Внедрение в практику работы технологий ювенальной юстиции (восстановительное правосудие, примирительные встречи и т.п.).

Старшие воспитанники Центра активно включаются в перечисленные виды деятельности на правах участников, помощников, соисполнителей. При полной педагогической самостоятельности ребят в роли организатора создаются объективные предпосылки для развития творческих потенциалов личности, возникает потребность в самообразовании, пополнении своих теоретических знаний и практических навыков, обмене опытом с другими подростками-организаторами. В этих условиях Центр играет роль методического центра, осуществляющего координационно-консультативную поддержку руководителям внеклубных формирований.

Цель данного этапа: формирование у членов Центра осознанной необходимости социальной работы, социальной помощи как способа мироощущения и жизнедеятельности.

Задачи:

1. Обеспечение условий для самостоятельного применения на практике полученных в Центре знаний, умений и навыков в избранном направлении.

2. Определение перспектив дальнейшей деятельности подростка (по возможности).

3. Подготовка кадров социальных работников и социальных педагогов для работы в микросоциуме (по возможности).

Целенаправленное перспективное "веерообразное" усложнение способов, форм и различных видов деятельности, центрированных вокруг социально-педагогической деятельности как помощи младшему, неопытному, слабому и т.д., постепенно создает количественную базу для качественного скачка. Таким скачком становится внутреннее переосмысление подростком своей деятельности, осознание своей индивидуальности и перспектив дальнейшего использования ее своеобразия в практике конкретной деятельности.

В качестве средств, используемых в рамках СИР, обеспечивающих воспитательное воздействие на подростков, занимающихся в Центре, можно назвать:

– наличие ситуаций практической самостоятельной деятельности подростков:

– личность педагога, работающего с подростками.

В качестве условий успешного осуществления деятельности выступают:

– наличие институциализированной неформальной среды, в которой происходит передача жизненного опыта;

– "веерообразная" многопрофильность внешкольного учреждения, обеспечивающая разноуровневость и разнонаправленность процесса социализации при сохранении доминантной типовой направленности;

– активная мотивация педагогического персонала на достижение конкретных положительных перемен в поведении подростков;

– возможность практического воплощения подростками полученных в Центре знаний и умений в личностно значимой социально положительной и общественно полезной деятельности в течение длительного (несколько лет) времени, обеспечивающая поэтапность усвоения знаний и регулярность применения их на практике.