Этапы региональной политики
Региональная политика ЕЭС - ЕС со времени своей институционализации прошла несколько этапов. Первый этап - это период со времени, когда в 1957 г. был заключен Римский договор о создании ЕЭС в составе шести стран (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург), и вплоть до 1975 г., когда начался второй этап этой политики. В этот первый период основные задачи заключались в достижении определенной совместимости методов решения региональных диспропорций, которые оставались в годы послевоенного восстановления вне восстановительных планов, включая "план Маршалла". Если эти проблемы так или иначе затрагивались в правительственных планах, подход к ним носил временный характер, в рамках чрезвычайных программ, выходящих за пределы общего плана развития стран. Поэтому этот первый этап можно назвать своего рода подготовительным этапом, когда ЕЭС не имело общих планов и программ их решения, но многие институты стран-членов занимались исследованиями и разработкой будущих программ самостоятельно.
Второй этап: с 1975 по 1988 г. В эти годы региональная политика Сообщества становится частью макроэкономической политики. Важную роль начинают играть квоты совместного финансирования региональной политики стран-членов. В 1975 г. был создан первый специфический инструмент региональной политики - Европейский фонд регионального развития. Отметим то обстоятельство, что вплоть до конца 1980-х гг. ассигнования Европейского сообщества в области региональной политики использовались для финансирования мер и регионов, определяемых исключительно национальными правительствами. С расширением европейской интеграции и ее развитием, в частности в результате принятия Единого европейского акта (Single European Act - ЕЕА), и с присоединением к Сообществу Испании и Португалии возросла потребность в более активных и скоординированных действиях, направленных на ликвидацию регионального неравенства.
Третий этап связан с осуществленными в 1988 г. мерами по коренной реформе региональной политики Сообщества. Это фактически явилось началом проведения самостоятельной и эффективной региональной политики ЕЭС. Реформа предполагала полный пересмотр состава и способов применения "инструментов структурной политики" странами сообщества, направленных на региональное развитие, обеспечение занятости, обучение, а также на развитие сельскохозяйственных районов. С этого периода стал доминировать кластерный подход, предполагающий одновременное развитие в регионе комплекса взаимосвязанных предприятий.
Четвертый этап ознаменовало подписание Маастрихтского договора (Maastricht Treaty) в декабре 1991 и феврале 1992 г. В последующие годы был осуществлен почти полный пересмотр региональной политики ЕС с целью разнообразия инструментариев, учета последствий вступления в ЕС двух скандинавских стран (Швеции и Финляндии) и обеспечения дополнительной поддержки рыболовству. Значительно расширилась бюджетная база региональной и структурной политики. К концу 1990-х гг. на долю "структурной" деятельности ЕС приходилось более 35% расходов - около 30 млрд экю и более 100 млрд евро в 2005 г.
Пятый этап (2004-2010 гг.) связан со стремительным расширением ЕС за счет слаборазвитых и среднеразвитых стран Восточной и Центральной Европы, которые ранее входили (кроме Кипра и Мальты) в социалистическую систему и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ); а также с отрицательной динамикой развития в условиях глобального кризиса (2008-2010 гг.). В результате ЕС столкнулся с региональными проблемами такого масштаба, которые были характерны для Сообщества в самом начале движения по пути Объединенной Европы. Впервые в истории ЕС с таким трудом были принят перспективный бюджет ЕС в декабре 2005 г., поскольку новые члены, вполне естественно, имели завышенные ожидания от вступления в Союз, полагая, что отныне решение их страновых региональных противоречий будет полностью финансироваться за счет общей казны Союза. Вступившие в ЕС новые государства, многие из которых характеризуются сильнейшими региональными и структурными диспропорциями (Польша, Румыния, Болгария, Прибалтийские страны), требуют от ЕС, с одной стороны, увеличения финансовых расходов на эти цели, с другой стороны, разработки новых подходов макроэкономической политики, в которой рельефно учитывались бы региональные противоречия этой группы стран. Однако учесть все эти требования руководящие институты ЕС физически не в состоянии из-за ограниченности финансовых ресурсов в условиях посткризисной депрессии и медленных темпов экономического роста.
Следует отметить, что региональная политика стран ЕС существенно дополняется финансовыми средствами из различных фондов и учреждений ЕС. Европейский фонд регионального развития (создан в 1975 г.) финансирует многие региональные программы стран - членов ЕС, осуществляет помощь в их разработке.
Сельскохозяйственный фонд ЕС создан для оказания помощи странам (и регионам) в деле стимулирования, развития отсталых аграрных структур и их перехода на новый технологический уровень.
Европейский фонд регионального развития создан для оказания прямых форм помощи территориям ЕЭС-15, особенно Италии (южные районы), Великобритании, а также
Франции и другим странам. Европейский социальный фонд также значительную часть своих средств направляет на помощь "районам развития" стран - членов Союза. Он оплачивает до 50% затрат, связанных с переобучением потерявших работу в результате структурной перестройки хозяйства и промышленности, помогает их трудоустройству; финансирует деятельность малых предприятий в "зонах застоя" стран Союза.
Европейский инвестиционный банк обеспечивает льготные ссуды для нужд "районов развития", которые могут покрывать до 50% их затрат. Помощь "проблемным" районам разных стран поступает и по линии Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС), в частности льготные займы, помощь в строительстве жилья для шахтеров и металлургов при их переезде и обучении.
Первое десятилетие XXI столетия показывает одну важную особенность - возрастающую роль регионов как непосредственно действующих субъектов в сфере международных экономических, а в некоторых случаях - политических отношений. Региональное развитие меняет свою парадигму, поскольку конкуренция между регионами ЕС все более обостряется и все дальше выходит за рамки национального уровня. В условиях роста глобальной конкуренции и превращения регионов в специфические "региональные корпорации" задача Европейского союза по выравниванию межрегиональных диспропорций становится все более труднореализуемой, особенно если иметь в виду сложнейшие проблемы большинства восточноевропейских стран (из бывшего "Восточного блока").