Этапы развития многопартийности в современной России
Наиболее активный процесс образования партий и других политических объединений в России наблюдался в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Данный краткий, но бурный период отечественной политической истории стал первым этапом формирования многопартийности в стране.
Этот процесс был обусловлен рядом социально-экономических и политических обстоятельств. Одно из них, как уже было отмечено, – глубокое политическое отчуждение, назревшее в обществе по отношению к КПСС, которая как партия в единственном числе доминировала на советской политической сцене.
Своеобразие спектра политических движений и партий в России в период перестройки в значительной мере было определено той особенностью, что значительная часть их образовалась в качестве оппозиции или даже антипода КПСС. Примером являлась Демократическая партия России (ДПР), возникшая в 1990 г. на основе Объединения "Демократическая платформа КПСС", и некоторые другие, отличающиеся друг от друга в основном степенью радикализма в неприятии прежней политической и экономической системы. Было принято относить их к правому флангу в расстановке политических сил, хотя ввиду различий между ними такая типизация весьма условна.
Образование многопартийной системы было связано также с дроблением КПСС на партии и движения социалистической ориентации, рассматриваемые обычно в качестве партий левого фланга. К ним принадлежала тогда Всесоюзная партия большевиков (ВКП(б)), Российская партия коммунистов (РПК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) и ряд других.
Все эти партии в течение непродолжительного периода времени превратились в аутсайдеров политической жизни и фактически прекратили самостоятельное существование. Главными причинами их развала были отсутствие социальной опоры и программ действий, адекватных этапу перехода российского общества от прежней к новой модели экономического и политического устройства.
Второй этап развития многопартийности охватывает период с 1992 по 2000 г. Он выражался как в значительном количественном умножении партий и политических движений, так и в стремлении многих из них обрести социальную базу в различных слоях населения. Возникновение партий "новой волны" было тесно связано с активным проведением капитализации экономики и перекройкой структур государственного устройства, с общим изменением политического строя в стране, в том числе с развитием плебисцитарной демократии. Одним из существенных факторов создания партий была борьба между ними за получение депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
В этот период создавались и региональные партии, и общественно-политические движения. Практически единственная цель их создания выражалась в удовлетворении властных амбиций людей, претендовавших на посты административных руководителей субъектов Российской Федерации (президентов, губернаторов), а также в формировании лоббистских труни депутатов в законодательных собраниях субъектов РФ.
В этот период Министерством юстиции России было зарегистрировано более 200 новообразованных партий и политических движений.
К их числу можно отнести прежде всего партии отчетливой социально-классовой ориентации. Обратимся к некоторым из них.
Первоначально немалого политического успеха добились упомянутая партия "Демократический выбор России" (ДВР), учрежденная в 1994 г., и Общественное объединение "Яблоко", созданное в 1995 г. Их идейно-политическое кредо выражалось в ориентации на максимальную либерализацию экономики страны при доминировании интересов и свобод представителей частного капитала. В соответствии с этим они усматривали в качестве своей социальной базы представителей слоя частного бизнеса. Фактически обе эти структуры стремились занять одну и ту же социально- политическую нишу.
В конце 1990-х гг. (накануне выборов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва) была создана еще одна подобная политическая организация "Союз правых сил", на основе многочисленных самопровозглашенных партий, созданных практически каждым заметным деятелем либерального толка. В 2000 г. начался процесс их объединения с целью создания единой правой политической партии, который оказался безуспешным.
Социально-классовый характер носили Аграрная партия России и де-факто Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Обе партии официально зарегистрированы в 1993 г. и имели однотипные политические платформы. К концу 1990-х гг. КПРФ стала самой крупной по численности членов партией. На выборах в Государственную Думу (1999) ее поддержали 16,2 млн избирателей, и вместе с другими партиями социал-демократического и социалистического толка она получила почти треть голосовавших по общефедеральному избирательному округу.
В 1988 г. (зарегистрирована в 1992 г.) на волне роста политического плюрализма начала свою деятельность Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Во время выборов Государственной Думы первого созыва она имела наибольший успех: за нее проголосовало по обще- федеральному округу 12,3 млн избирателей, а ее фракция составляла 63 депутата. Но на выборах 1999 г. за эту партию проголосовали уже только 4 млн человек. Главная особенность ЛДПР, по данным социологических исследований, состоит в том, что ее поддерживают в основном представители маргинальных слоев населения, политическое поведение которых зависит от ситуативных факторов – обострения межнациональной напряженности, колебаний уровня безработицы, скачкообразного роста цен на продукты питания и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и т.д.
В политической жизни 1990-х гг. имели место многочисленные попытки создания политических партий и движений, заявлявших о себе как о выразителях интересов:
– социально-демографических групп – политическое движение "Женщины России", Российский союз молодежи и др.;
– социально-профессиональных групп – Российская партия автомобилистов, Партия научно-технической интеллигенции и др.;
– групп по интересам – Партия сторонников снижения налогов, Партия любителей пива и др.;
– национальных общностей – Русская партия, общественно-политическое движение "Конгресс русских общин" и др.;
– религиозных общностей – общероссийское общественно-политическое движение "Союз мусульман России" (СМР), Российская христианско-демократическая партия и др.;
– групп людей, объединенных общими идеями, – экологическая партия России "Кедр", Народно-патриотическая партия и др.
Создание многих, так сказать, протопартий и движений весьма в слабой степени было связано с потребностями политического развития и интересами населения. Фигурально выражаясь, эти партии и движения можно назвать партиями "головастикового типа", т.е. за редким исключением они не имели действующих организационных структур на территории страны и функционировали только в Москве и отдельных республиканских, краевых и областных центрах. Нередко такого рода партии и движения создавались как ширмы иной (не политической) деятельности или сугубо для реализации устремлений отдельных политиков и предпринимателей быть избранными в органы государственной власти. Поэтому вышеизложенная классификация их относительна, так как схожесть декларируемых большинством из них программных установок, социальных ценностей, а также клубный принцип организации и малочисленность состава обусловливают трудность типизации их но политическим, организационным и иным основаниям. Многие партии (в том числе из упомянутых) сошли с политической сцены.
К концу 1990-х гг. процесс образования новых партий практически завершился, но еще не увенчался формированием стабильной партийной системы. Это объясняется переходным состоянием российского общества, которое связано с тотальной ломкой экономических отношений, с глобальными изменениями социальной структуры общества, образа жизни и политической культуры населения. В этих условиях абсолютное большинство партий было не в состоянии определить свою реальную социальную базу и, соответственно, осуществить представительство интересов конкретных групп людей в политической борьбе.
На рубеже 1999–2000 гг. наметился третий этап процесса становления многопартийной системы в России – этап укрупнения партий, более-менее четкого определения их политического лица и электоральной базы, этап отстранения квазипартий и политических движений от участия в политическом процессе.
Начало этому этапу было положено появлением в 1999 г. на политическом пространстве России нового избирательного объединения "Медведь", созданного, по сути дела, в кабинетах власти. Это объединение получило в декабре на выборах Государственной Думы Федерального Собрания РФ поддержку 15,5 млн избирателей, голосовавших по общефедеральному округу. В дальнейшем объединение конституировалось в политическую партию "Единство". Судя по программным положениям, указанная партия стремилась привлечь на свою сторону слой предпринимателей, занять центристскую политическую позицию. В 2001 г. эта партия объединилась с таким же по сути и созданным одновременно с ней общероссийским движением "Отечество". После объединения она получила название "Единая Россия". Подобно упомянутой партии "Демократический выбор России" и движению "Наш дом – Россия" "Единая Россия" создавалась политическими верхами. Де-юре она обрела роль "партии власти" в результате парламентских выборов 2007 г., получив абсолютное большинство депутатских мандатов.
В первое десятилетие XXI в. продолжился процесс укрупнения и объединения партий. Надо сказать, что этот процесс протекал не в связи с консолидацией интересов различных социальных групп, а в результате политики федеральной власти, которая взяла курс на сокращение количества политических партий. Были приняты законы, которые затрудняли процесс регистрации и перерегистрации политических партий. Так, согласно закону "О политических партиях" от 2005 г., устанавливались следующие требования к регистрации партий: наличие не менее 50 тыс. членов, в половине субъектов федерации численность региональных отделений не должна быть меньше 500 человек. Кроме того, был повышен проходной барьер для политических партий, принимающий участие в выборах в Государственную Думу, до 7%.
В результате к выборам 2007 г. в России из 46 зарегистрированных партий осталось только 15. Если в выборах 1995 г. принимали участие 43 партии, 1999 – 28 партий, то в выборах 2007 и 2011 гг. – 11 и 7 политических партий соответственно.
В итоге в двух электоральных циклах в 2000-х гг. в российском парламенте представлены лишь четыре партии – "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия", за которых, по официальным данным Центральной избирательной комиссии, проголосовали соответственно 49,3%, 19,2%, 13,2%, 11,6% избирателей, участвовавших в голосовании. Аграрная партия России, партия Патриотов России, партия "Яблоко" и другие не преодолели установленный 7%-ный барьер, необходимый для прохождения в парламент.
Однако результаты голосования на выборах не в полной мере отражают спектр политических предпочтений избирателей. Это обусловлено как тем, что существующая многопартийность в значительной мере превратилась в формальную, так и тем, что выборами очень часто дирижируют официальные властные органы, используя административное и иное давление на избирателей. Более-менее полная картина, характеризующая распределение положительных и отрицательных партийных ориентаций населения, может быть получена только в результате добротных социологических исследований. Некоторое представление об общественном авторитете партий в современной России дают следующие результаты опросов, проведенных Социологическим центром РАГС по общероссийской выборке (табл. 15.1).
Таблица 15.1
Общественное доверие политическим партиям в годы проведения выборов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, % к числу опрошенных
Политические партии |
2003 |
2007 |
Май 2011 |
Единая Россия |
32,1 |
38,7 |
35,3 |
КПРФ |
10,6 |
10,2 |
13,0 |
ЛДПР |
5,7 |
4,9 |
7,2 |
Справедливая Россия |
- |
6,9 |
5,3 |
Союза правых сил (СПС), Правое дело |
5,0 |
1,2 |
0,5 |
Яблоко |
4,0 |
5,2 |
1,0 |
Патриоты России |
1,3 |
0,6 |
По полученным социологическим данным, партия "Единая Россия", или, как ее именуют, "партия власти", не имела и не имеет такого количества сторонников (64,3%), которое было зафиксировано на парламентских выборах 2007 г. Эти данные в известной мере согласуются с общественным мнением по поводу честности выборов: только 29,9% респондентов, опрошенных в апреле 2011 г., считали, что предстоящие в конце года выборы будут честными или скорее честными; 50,5% – не верили в их честность.
Если до 2011 г. действующая власть стимулировала процесс укрупнения партий, то после волны протестов 2011 – 2012 гг. был принят ряд законов, вновь либерализующих регистрацию и деятельность политических партий. Это положило начало новому четвертому этапу в функционировании партийности и привело к новой волне регистрации политических партий, потому что для регистрации требуется всего 500 человек. Для попадания в парламент требуется поддержка не менее 5% избирателей. Вместе с тем подтвержден отказ от регистрации партий, образованных на национальной и религиозной основе, а также региональных партий и партий, не имеющих широкого представительства в субъектах Российской Федерации.
В принципе в общественном сознании преобладают взгляды на многопартийность как на основу демократии. Абсолютное большинство населения имеет вполне определенное мнение о различных партиях, что говорит о том, что многопартийность при всей ее неразвитости вошла в политическую жизнь страны. Но не менее существенно и другое. То, что доля опрашиваемых, антипатично настроенных по отношению к партиям, в полтора раза превышает долю тех, кто выражает им симпатии.
Это свидетельствует о наличии у российских граждан определенной социально-политической усталости, обусловленной политической неразберихой. Настроение негативизма проявляется не только в массовом отношении к политическим партиям, но и в целом к политическим институтам и событиям, в том числе к выборам как форме гражданского волеизъявления.