Этапы развития детского коллектива
А. С. Макаренко обосновал целостную систему формирования личности в коллективе. Он разработал основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А. С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от авторитарного требования педагога через требования актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.
На первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. В своей классификации А. Н. Лутошкин[1] сравнил такой коллектив с песчаной россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничего не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, решительные по форме, ясные по содержанию, с известной долей внушаемости, задать правила и нормы взаимоотношений и, самое главное, заинтересовать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине. Горсть песка превращается в "мягкую глину": уже "вылепливаются" взаимосвязи, появляются малые контактные группы и выделяется актив – инициативная группа детей.
Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно вырабатываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных задач. Он похож на "мерцающий маяк", а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организаторскую, коммуникативную и коррекционную функции. На этом этапе требования педагога поддерживаются частью воспитанников (активом), а актив предъявляет требования к товарищам и самим себе.
На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою деятельность. Это – "алый парус", который символизирует сбывшуюся мечту и ощущение радости. В классификации-аналогии есть еще один образ: такой коллектив – "горящий факел", поскольку становится примером для других.
Таким образом, воспитательный коллектив в своем развитии проходит несколько стадий: на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов; на второй – как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности; на третьей – как инструмент индивидуального развития воспитанников. На каждой последующей стадии коллектив позволяет решать все более сложные задачи воспитания.
Проблема детского коллектива – это в конечном счете проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.
Самоуправление в коллективе
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.
Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей и принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей. По отношению к личности самоуправление выполняет следующие функции:
– адаптивную (обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе);
– интегративную (дает возможность сочетать коллективные и индивидуальные виды деятельности; объединяет усилия педагогов, родителей, детей для результативной деятельности);
– прогностическую (помогает определить реальные перспективы на основе диагностики и рефлексии);
– освоения управленческой культуры (появляется возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решения, важного для себя и для коллектива осознание свободы и ответственности).
Управление процессом воспитания в ученическом коллективе предполагает влияние субъектов воспитания (классного руководителя, учащихся класса и их родителей, учителей) на организацию жизни и деятельности ученического коллектива в целях создания благоприятных условий для развития самобытной творческой индивидуальности, способной самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их результаты.