Этапы развития Банка России

Современный статус ЦБ РФ и его организационная структура в значительной степени обусловлены особенностями исторического развития банковской системы в России.

До второй половины XIX в. в России не существовало единого органа регулирования денежно-кредитных отношений, наделенного монопольным правом эмиссии денежных знаков и осуществляющего функции управления денежным обращением, надзора за деятельностью кредитных организаций, хранения золотовалютных резервов государства и управления ими, а также кассового обслуживания государственного бюджета и государственного долга.

Хотя практически все кредитные учреждения в России в XVIII–XIX вв. были государственными (казенными), они выполняли по большей части только функции хранения сбережений и коммерческого кредитования под залог и не влияли на формирование денежно-кредитной политики государства (например, Государственный заемный банк, основанный в 1786 г.; Вспомогательный банк для дворянства, учрежденный в 1797 г.; Государственный коммерческий банк, возникший в 1817 г.; сохранные и ссудные казны, учрежденные в 1772 г., и др.).

Надзор за деятельностью кредитных организаций и разработку законопроектов в области денежного обращения и кредита осуществлял самостоятельный орган – Совет государственных кредитных установлений, основанный в 1817 г. В состав Совета входили министр финансов, председатель Государственного совета, Государственный контролер и 12 представителей от дворянства и купечества (по шесть от каждого сословия). Совет просуществовал до 1917 г. Следовательно, функция надзора за деятельностью кредитных организаций осуществлялась специализированным органом.

Государственный банк Российской империи был учрежден императорским указом от 31 мая 1860 г. "для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы" с капиталом 15 млн руб. (к 1917 г. – 55 млн руб.). До середины 1890-х гг. большая часть средств банка использовалась для нужд казначейства, поддержки государственного кредита, экономической политики правительства по финансированию национального хозяйства.

По уставу 1890 г., принятому по инициативе С. Ю. Витте, Государственный банк Российской империи, находившийся, в отличие от центральных эмиссионных банков западноевропейских стран, в непосредственном подчинении министра финансов, расширил операции промышленного кредитования, ссуды под товары (главным образом зерно). С завершением денежной реформы 1895–1897 гг. он стал центральным эмиссионным банком, регулирующим денежное обращение, сохранив положение ведущего коммерческого банка. В период экономического кризиса начала 1900-х гг. банк использовался для проведения антикризисной политики (участвовал в создании интервенционного бюджетного синдиката 1901 г. и др.). С 1910 г. банк активизировал деятельность в хлебной торговле – ведущей отрасли российского экспорта.

На Государственный банк Российской империи было возложено финансирование строительства элеваторов и зернохранилищ. К 1914 г. он имел 136 отделений, в значительных размерах кредитовал торгово-промышленный оборот на периферии. Банк поддерживал ведущие коммерческие банки, обнаруживая тенденцию к превращению в "банк банков" (кредиты частным банкам составили 388 млн руб.). С 1903 г. через организованные при конторах расчетные отделы он вел операции по взаимному погашению претензий кредитных учреждений и торгово-промышленных фирм.

По балансу на 1 января 1914 г. банк выпустил в обращение кредитных билетов на сумму 1,775 млрд руб., обеспеченных принадлежавшим ему золотым запасом в размере свыше 1,695 млрд руб. Сумма учтенных векселей равнялась 594,4 млн руб., ссуды под залог ценных бумаг – 202,5 млн руб., под залог товаров и товарных документов – 159,2 млн руб. Банк субсидировал кредитную кооперацию (учреждения мелкого кредита) на сумму 68,3 млн руб., а также сельское хозяйство (20,2 млн руб.) и промышленные предприятия (4,7 млн руб.).

В период Первой мировой войны банк использовался для финансирования военных расходов путем выпуска неразменных на золото кредитных билетов, что стало одной из причин растущей инфляции.

В соответствии с декретом СНК РСФСР в декабре 1917 г. банк был объединен с национальными акционерными банками в Народный банк РСФСР. В 1920 г. в условиях военного коммунизма упразднен; в 1921 г. он был восстановлен как Государственный банк РСФСР; в 1923 г. реорганизован в Государственный банк СССР.

Для обеспечения расчетов и подготовки денежной реформы были проведены две деноминации, в результате которых денежная масса уменьшилась в миллион раз. Укреплению рубля способствовал выпуск в обращение банковских билетов-червонцев, произведенный банком в порядке предоставления хозяйству краткосрочных ссуд и не связанный с покрытием расходов бюджета. В дальнейшем банку было разрешено выпускать в обращение казначейские билеты, серебряные и медные монеты. Одновременно прекращался выпуск обесценивавшихся денежных знаков и денежных суррогатов – платежных ордеров, денежных квитанций, бон. Внедрение в оборот устойчивой валюты способствовало развитию товарно-денежных отношений, проведению политики индустриализации и кооперирования сельского хозяйства.

Несмотря на непрерывное расширение сети учреждений банка, процесс экономического развития потребовал создания и других кредитных учреждений. В первые годы НЭПа были организованы Промбанк, Сельхозбанк, кооперативные и коммунальные банки, несколько акционерных коммерческих банков, система сберегательных касс.

Взаимоотношения Госбанка СССР с другими кредитными учреждениями по их кредитованию и сосредоточению ими в банке своих резервов регулировались на основе корреспондентских счетов. Несмотря на ряд просчетов и ошибок в проведении кредитной реформы Госбанк обеспечил расширение сети кредитных учреждений, развитие кредитных связей со всеми отраслями народного хозяйства, способствовал укреплению денежного обращения. Сеть учреждений увеличилась с 586 в 1930 г. до 3949 к 1941 г. Кредитные вложения в народное хозяйство возросли с 10 452 млн руб. на 1 января 1933 г. до 55 000 млн руб. на начало 1941 г.

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. обусловила необходимость коренной перестройки экономики, структуры промышленного производства, изыскания дополнительных финансовых ресурсов, введения различных ограничений в расходование средств. Госбанк СССР в условиях военных действий организовал вывоз денег и ценностей с временно оккупированных территорий, наладил кассово-расчетное обслуживание в тылу и в действующей армии.

В послевоенные годы была проведена денежная реформа 1947 г. Дальнейшее развитие экономики, одновременная с денежной реформой отмена карточной системы, развертывание торговли за наличные деньги потребовали активизации деятельности банка в области денежного обращения и кредитной политики. Были упразднены Сельхозбанк, Торг- банк СССР, Вескомбанк (банк финансирования коммунального и жилищного строительства) и коммунальные банки на местах. Функции упраздненных банков были переданы Госбанку СССР и Стройбанку СССР. С 1963 г. в систему Госбанка СССР были переданы сберегательные кассы, ранее находившиеся в ведении Минфина СССР. Банк стал распорядителем огромных ресурсов в виде вкладов населения.

На 1 января 1985 г. за счет кредитов банк формировал 56,8% всех оборотных средств народного хозяйства, в том числе в промышленности 50,8%, в строительстве – 73,5%, в сельском хозяйстве – 60,9%, в заготовках – 73,6%, в снабжении и сбыте – 68,6%, в торговле – 60,1%. Платежный оборот в 1970 г. по сравнению с 1965 г. вырос на 56%, в 1975 г. – на 115%, в 1980 г. – на 166%. Однако показатели роста операций банка имели не только положительную, но и отрицательную сторону. Материальная и финансовая несбалансированность планов, растущий дефицит государственого бюджета, проедание хозяйством собственных оборотных средств из-за убыточной деятельности привели к втягиванию кредита в непредусмотренные затраты. Это делалось нс только легально, но и завуалированно, путем предоставления Министерству финансов займов, а также использования банковских ресурсов для покрытия убытков предприятий и в виде отсрочек платежей и списания просроченной задолженности.

Подчинение банку системы сберегательных касс позволило ему стать монопольным владельцем ссудного фонда страны. Монопольное право эмиссии денег и организация всего платежного оборота обусловили непосредственную зависимость народного хозяйства от командно-распорядительной системы управления, важным звеном которой был Госбанк СССР. Его краткосрочные и долгосрочные вложения намного превышали годовые ассигнования на народное хозяйство, включая затраты инвестиционного характера.

По состоянию на 1 января 1987 г. краткосрочные вложения (по остатку задолженности) в народное хозяйство составляли 325 млрд руб., тогда как расходы бюджета на эту цель в 1987 г. – 57,3 млрд руб. Долгосрочные кредиты банка выражались суммой 69,9 млрд руб. К концу 1980 г. Госбанк СССР располагал широкой сетью (4479 собственных учреждений, не считая 78 тыс. сберкасс). Общее число клиентов, обслуживаемых его учреждениями, к 1987 г. составило 7850 тыс. предприятий, организаций и учреждений, а количество счетов, открытых клиентам, превысило 4 млн, в работе с которыми ежедневно совершалось около 9 млн операций. Уставный фонд банка составлял 3 млрд руб.

В связи с началом перестройки в 1987 г. было признано целесообразным провести реорганизацию банковской системы и образовать новые специализированные государственные банки: Госбанк СССР, Банк внешнеэкономической деятельности СССР, Промышленно-строительный банк СССР, Банк жилищно-коммунального развития СССР, Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР. Такая реорганизация практически означала переход к двухуровневой банковской системе, поскольку Госбанк СССР все свои отделения и городские конторы (кроме Москвы, Ленинграда) вместе с клиентурой передал государственным специализированным банкам СССР и обслуживанием клиентов практически не занимался.

На Госбанк СССР возлагалась разработка единого кредитного плана, а также планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам СССР. Первый сводный план был утвержден на 1988 г. Этот период, как справедливо отмечал Н. Д. Барковский, характеризовался "войной банков" за клиентов, за права в части мобилизации ресурсов, за установление более мягкой процентной ставки за ресурсы, представляемые Госбанком СССР в порядке кредитования, за размеры уставных фондов коммерческих банков, отчислений в фонд регулирования кредитных ресурсов и по другим направлениям. В марте 1989 г. были определены порядок и условия перехода государственных специализированных банков на новый хозрасчет и самофинансирование. Госбанк СССР обязан был доводить до специализированных банков контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размерам привлечения средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

Банковская реформа проходила на фоне усиления процессов самоуправления и самоутверждения союзных республик, укрепления их суверенитета, создания своих национальных банков, независимых от Госбанка СССР, попыток создания своей национальной валюты. Поэтому в декабре 1990 г. в Москве были приняты сразу четыре банковских закона, два союзных и два республиканских. Одновременно шел быстрый процесс создания негосударственных акционерных и кооперативных банков. У Госбанка СССР появилась существенная дополнительная функция – организация работы с коммерческими банками различного направления. Банк устанавливал для них экономические нормативы и смотрел за их выполнением. А в это время шел процесс создания центральных (национальных) банков в союзных республиках. 24 июля 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России). Аналогичные законы были приняты и в других союзных республиках. В этих условиях деятельность Госбанка СССР была чрезвычайно осложнена вследствие дезинтеграции, разрыва хозяйственных связей и единого денежного и валютного рынков. 20 декабря 1991 г. Госбанк СССР был упразднен. Все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку Российской Федерации (Банку России).