Этапы протекания конфликта и его последствия
Несмотря на специфику и многообразие конфликтов, в их зарождении, развитии и завершении можно выделить ряд последовательных этапов или периодов, имеющих определенную динамику.
Первый этап — латентный, или скрытый, на котором происходит зарождение и созревание конфликтной ситуации. Скрытое созревание конфликта может не осознаваться сто участниками, а может отчетливо сознаваться. Этот период характеризуется наличием объективной проблемной ситуации, осознание которой ведет к попыткам решить проблему неконфликтными способами. Если такие попытки не удались, то налицо предконфликтная ситуация.
Второй этап — открытый конфликт, где предпринимаются конфликтные действия. Толчком для перехода от предконфликтной ситуации к открытому конфликту служит инцидент, или повод, который открывает дорогу конфликтным действиям. В процессе конфликтных действий реализуются определенные стратегии конфликтного поведения (конкуренция или соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, игнорирование или уклонение) и соответствующие им тактики. Если избрана стратегия соперничества, то неизбежна эскалация конфликтных действий, а на любое действие, как известно, имеется противодействие.
Разрастание, эскалация конфликтов происходит по такой схеме:
Это объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержки у окружающих, вербует сторонников. Особенно стараются привлечь на свою сторону руководителя. Исходный конфликт "обрастает" новыми, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. При этом эмоции нарастают, как снежный ком. Эскалация идет до тех пор, пока не будет достигнута определенная сбалансированность действий и противодействий.
Развитие конфликта может идти разными путями.
• Конфликт развивается спокойно, последовательно, предмет его ясен, а участники следят за действиями друг друга и выдвигают контрдействия. Приведем пример. Отдел ревизии и контроля Управления Федерального казначейства накладывает штрафные санкции на бюджетополучателя. Бюджетополучатель с этим не согласен и обращается в суд. Решение принимается не в его пользу. Далее можно оспорить решение суда в более высокой инстанции и т.д.
• Конфликт может иметь бурное, лавинообразное развитие — оторвавшись от исходной точки, он набирает силу, теряет связь с причиной, в него вовлекаются все новые и новые люди. Когда затронуты личные интересы в сфере деловых отношений, предпринимаются энергичные действия, иногда разрушительные и для деловых отношений, и для самих участников.
Формы развития конфликта могут переходить друг в друга, составляя причудливые смешанные варианты.
Сколько бы конфликт не продолжался, рано или поздно он переходит в стадию завершения.
Варианты завершения конфликта могут быть разные.
Полное разрешение конфликта возможно на путях стратегии сотрудничества, когда противоборство велось в цивилизованных формах, а участники конфликта в своих действиях руководствовались нормами нравственности. А для этого требуется, чтобы условия его окончания участниками конфликта воспринимались как справедливые, иначе та сторона, которая считает, что по отношению к ней поступили несправедливо, попытается тем или иным способом восстановить справедливость (вспомним действие фактора справедливости). Объединив усилия, участники конфликта могут найти такой путь, который удовлетворил бы каждую сторону. Совместное решение проблемы качественно превосходит отдельные предложения и не создает поводов для будущих разногласий. Чем лучше межличностные отношения в организации, тем легче преодолеваются возникающие конфликты.
Возврат к состоянию готовности к конфликту. Конфликтные действия прекращаются, но если хотя бы одна из сторон не удовлетворена решением, то будет готова возобновить конкретные действия при удобных обстоятельствах. Это так называемые "замороженные" конфликты, которые помимо политической сферы, встречаются также и в сфере деловых отношений.
Мнимый выход из конфликта, при котором у одного из участников складывается субъективное впечатление благоприятного завершения конфликта. Например, когда одна сторона воспринимает молчание другой стороны как знак согласия, хотя очень часто случается, что ожидания были напрасны.
Исключение конфликта путем полной победы одной из сторон. Позиции участников настолько поляризовались, что каждая из них старается исключить противника из дальнейшей совместной работы. Исключение может дойти до увольнения.
Переход в хроническое состояние: горение переходит в тление с опасностью новых вспышек, которые производят впечатление новых конфликтов, но по сути дела являются продолжением старого конфликта. В данном случае возрастает психологическая непереносимость участниками конфликта друг друга. Такого рода конфликты характерны, прежде всего, для бюджетных организаций.
Когда конфликтные действия прекращены, наступает постконфликтная ситуация, в которой проявляются последствия конфликта.
В зависимости от того, насколько конструктивным будет разрешение конфликта, его последствия будут функциональными (позитивными) или дисфункциональными (негативными).
Каковы же позитивные последствия конструктивно решенного конфликта? Если в результате разрешения конфликта находится решение, устраивающее всех участников конфликта, то они чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы. К тому же совместно принятое решение быстрее воплощается в жизнь. Весьма ценным является также приобретение опыта сотрудничества при решении спорных вопросов, который в дальнейшем будет способствовать предотвращению конфликтных ситуаций. И, наверное, самое главное — люди перестают рассматривать наличие разногласий как зло, всегда приводящее к дурным последствиям, а оппонентов как врагов, вследствие чего улучшаются отношения между сотрудниками.
Если же конфликт не был разрешен конструктивно, то его негативные последствия еще долго будут сказываться на отношениях участников, которые приобретут непродуктивный, конкурентный характер. Какое сложится представление у участников конфликта об оппонентах? Конечно, как о врагах, только и думающих как навредить. А можно ли с врагом сотрудничать? Поэтому идет сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач. Психологически у участников конфликта формируется чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение.
Здесь приведена полная схема основных этапов конфликта. Разумеется, не всегда конфликт проходит все эти стадии. Остановить конфликт можно на любом этапе: можно не допустить перерастания конфликтной ситуации в конфликт, разрешив ее неконфликтными методами; на стадии открытого конфликта можно не допустить его эскалации, идя путями сотрудничества и компромисса в поисках наиболее приемлемого решения. Легче предотвратить конфликт, чем потом его разрешать, но для этого нужна добрая воля участников конфликта, которая проявляется далеко не всегда.
Участие в конфликте может служить источником как полезного, так и вредного опыта. Для того чтобы извлечь уроки, нужен целенаправленный анализ причин конфликта, поведения его участников, включая собственное поведение, стратегии и тактики конфликта, а также сознательное осмысление своих эмоциональных реакций. Нужно попытаться извлечь максимально возможную пользу для себя и из опыта успешного решения конфликта, и при поражении. Конфликт содержит в себе материал, который может стать основой личностного роста и приобретения жизненного опыта.