Этапы проектной деятельности
Модель проектной деятельности одинакова для большинства социологических исследований. Совместная работа преподава
теля и студентов строится по четкой схеме и состоит из следующих этапов.
1. Вначале кафедра определяет общее направление проектной деятельности. Направленность проектной деятельности должна полностью соответствовать тематике выступлений, публикаций и занятий, проводимых преподавателями. Чтобы участвовать в проекте, преподаватель сам должен быть компетентным в той области науки, которой касается проект.
2. Далее конкретный преподаватель определяет тему, проблему, рабочую гипотезу, объект, предмет, цели, задачи и методы конкретного исследования. Чаще всего в рамках студенческого социологического проекта объектом исследования являются сами студенты и школьники, а основным методом исследования является анкетный опрос. Но тема, гипотеза, цели и задачи в рамках одного проекта могут меняться год от года в зависимости от накопленного материала, происходящих в обществе событий и интересов учащихся.
3. Затем преподаватель выявляет среди студентов лиц, заинтересованных:
• в науке;
• трудоустройстве по специальности;
• той сфере социальных отношений, к которой относится проект.
В первую очередь обращается внимание на студентов старших курсов, так как они:
• уже знакомы с методикой проведения опросов и подсчета полученных данных;
• нацелены на написание дипломов, которые, в соответствии с методическими требованиями, считаются небольшими научными проектами.
4. Эмпирическую базу исследования, как правило, определяют сами студенты. То есть именно студенты ищут, где и кого им опрашивать. Но преподаватель должен контролировать работу студентов:
• чтобы общее число опрошенных ими лиц соответствовало репрезентативной выборке;
• чтобы (если это требуется в проекте) были охвачены респонденты разного пола, возраста и места жительства. Чаще всего студенты опрашивают учащихся московских школ и вузов. Преподаватель должен следить за тем, чтобы студенты предоставили ему все заполненные анкеты и не ограничивались опросом своих однокурсников.
5. Студенты проводят эмпирическое исследование. Проводя его, студенты определяются с темами своих квалификационных работ, совершенствуют навыки работы с эмпирическим материалом и приобретают необходимые компетенции.
6. Анализ полученных данных, верификацию гипотезы и выводы делает либо преподаватель при помощи студентов, либо студент под контролем преподавателя. В любом случае, студент приобретает новые компетенции.
7. Результаты исследования оформляются в виде докладов на конференциях; публикаций в печатных сборниках; дипломных и курсовых работ или статей для конкурсов научных работ. Публикации, хорошие оценки и победа на конкурсах являются хорошим стимулом для продолжения студентами начатой работы.
8. На заключительном этапе подводятся итоги проделанной работы и определяются перспективы продолжения научных разработок в рамках выбранного проекта.
9. В перспективе начатая в студенческие годы проектная работа должна быть продолжена выпускниками в аспирантуре. Участие студентов в проекте должно рассматриваться не как помощь в работе преподавателя, а как начало их самостоятельной научно- исследовательской деятельности.
Составление социологической анкеты
Анкетирование – это метод сбора данных, используемый в решках научного исследования и предполагающий самостоятельное заполнение бланков анкет респондентами. То есть, по сути – это письменный опрос, в отличие от устного, который называется интервьюированием. Цель анкетирования – выявление мнения людей по какому-то вопросу, их предложений, настроения, ценностных ориентаций, намерений и информации о совершенных поступках. Для студента, пишущего дипломную работу по социологии, этот метод является одним из главных, так как без него редко обходится эмпирическое исследование.
Виды анкетирования:
• индивидуальное (когда опрашивается один человек);
• групповое (когда опрашиваются несколько человек);
• массовое (когда опрашиваются сотни или тысячи респондентов).
Вопросы анкеты бывают двух типов:
• закрытые (с предложенными социологом несколькими вариантами ответа);
• открытые (когда респонденту предлагают самому составить ответ).
Для ответов и для обработки полученных данных удобнее использовать закрытые вопросы. Но если составитель анкеты понимает, что не может предусмотреть все возможные варианты ответов на его вопросы, или требуется выяснить какие-то личные подробности или проанализировать особенности речи и мышления респондентов, целесообразно использовать открытые вопросы.
Основные виды вопросов
• Дихотомический – требующий ответа "да" или "нет" ("за" или "против", "согласен" или "не согласен") и позволяющий выявить направленность мнения опрашиваемых.
• Поливариантный – предлагающий выбрать один или более вариантов ответа из списка.
• Шкальный – предписывающий выбрать одно число (балл) или любой другой ответ, размещенный в шкале, в которой показатели идут от меньшего к большему. Например: "Оцените по 5-балльной шкале степень вашей заинтересованности в решении проблем реформирования системы образования" или "Согласны ли вы с тем, что реформа образования оказывает положительное влияние на организацию процесса обучения российских студентов?" – и варианты ответа: "Совершенно согласен, скорее согласен, скорее не согласен, совершенно не согласен". Очевидно, что такие вопросы позволяют нам выявить интенсивность позиции респондента.
• Вопрос-фильтр – нужный для того, чтобы отсеять тех респондентов, которые не имеют прямого отношения к основной теме исследования или к последующим нескольким вопросам. Например, в четвертом вопросе анкеты на тему "Политическая активность жителей Московского мегаполиса" можно спросить: "Ходили ли вы на прошлые президентские выборы?" – и приписать ниже: "Кто не ходил, пусть сразу переходит к ответу на вопрос № 7".
• Контактный – идущий в начале или в конце анкеты, вроде простых вопросов о поле, возрасте и месте жительства респондентов.
• Вопрос-ловушка – направленный на определение искренности отвечающего. Например, можно спросить: "Читали ли вы книгу Питирима Сорокина "О разделении общественного труда"? И если респондент ответит утвердительно, значит, он либо перепутал работы великих социологов и плохо разбирается в истории социологии, либо сознательно пытается обмануть исследователя.
Общие правила составления анкет
• Все вопросы должны быть адаптированы к возможному уровню их восприятия респондентами. Поэтому писать их нужно ясным языком. Не следует употреблять слова, которые респонденты скорее всего не поймут в силу своего малого возраста, недостаточного образования, отсутствия интереса в данной области или национальной принадлежности.
• Не нужно без нужды утомлять респондентов длинным перечнем десятков вопросов, особенно, если они открытые.
• В анкете должно быть вступление, коротко объясняющее, кем и зачем проводится данное исследование и как следует отвечать на вопросы. Попутно можно обещать анонимность опроса. А в конце следует поблагодарить опрошенных за помощь.
• Все вопросы анкеты должны быть посвящены одной теме, одной цели и рассчитаны на конкретную выборочную совокупность респондентов.
• Вопросы, которые затрагивают интимные чувства людей (о личной жизни, семейных или профессиональных тайнах, вере в Бога), лучше задавать не в прямой, а в косвенной формулировке или постараться заменить их на близкие по смыслу.
При оформлении бланков анкет надо учитывать некоторые правила.
• К респондентам желательно обращаться на "Вы" с большой буквы.
• Формулировку вопроса или сам вопрос и варианты ответа на него не рекомендуется разрывать так, чтобы начало и конец предложения находились на разных страницах.
• При использовании открытых вопросов необходимо оставлять места для развернутых ответов на них.
• Вопросы лучше выделять жирным шрифтом, чтобы они сразу были заметны и не сливались с идущими ниже вариантами ответа.
• Все вопросы и варианты ответов на них должны быть записаны в анкете единообразно. Например, если варианты ответа на вопрос № 1 пронумерованы цифрами, то не следует обозначать варианты ответа на вопрос № 2 буквами.
• Современные студенты любят метод онлайн-анкетирования, считая, что проще, чем печатать множество бланков, распространить свою анкету в Интернете. В таком случае необходимо позаботиться о том, чтобы вопросы были не очень длинными и чтобы используемая программа допускала возможность употребления открытых вопросов.