Этапы продуктивной деятельности

Модель продуктивной технологии включает в себя семь этапов: 1) пропедевтическая практика; 2) ориентация; 3) презентация; 4) практика на примерах; 5) управляемая практика; 6) независимая практика в классе; 7) домашняя самостоятельная практика. Несамостоятельными, относящимися ко всем этапам являются постоянно осуществляемые диагностика и мониторинг. И до того, как приступать к работе по продуктивной технологии, и во время работы проводится основательная проверка знаний и навыков учащихся (диагностика), чтобы удостовериться, что они владеют достаточной подготовкой для успешной работы в выбранном режиме. Мониторинг – постоянное и непрерывное наблюдение за работой по специальной программе – гарантирует стабильное течение процесса.

1. Пропедевтическая практика. Ее назначение – проверить знания, умения, которые изучались раньше. Не затягивая процесс, уже на первой минуте педагог предлагает задание, выполнение которого засвидетельствует, можно ли переходить к изучению нового. Это задание должно быть кратким, трудностью не превышать трудности домашнего задания, с "изюминкой", позволяющей выявить, готовы ли школьники к успешному продолжению обучения. Чаще всего это тест на скорость, результатом правильного выполнения которого является краткий ответ. Способ быстрой проверки – стандартизированные записи, перфокарты, условные коды, поднятые руки. Время выполнения теста вместе с проверкойнедолжно превышать 10 мин.

2. Ориентация. Здесь задаются рамки (условия, характеристики) изучения нового материала. Учитель разъясняет свои ожидания, четко излагает цель, определяет объем и структуру предстоящей работы, информирует, каким образом будут определяться результаты. Ориентация часто совмещается с актуализацией опорных знаний, цель которой – выявить знание базисных положений, необходимых для понимания и усвоения новых знаний, умений. Структура ориентационного этапа такова:

1) краткая характеристика содержания урока, связи между новыми и изученными знаниями, умениями;

2) объяснение порядка изучения нового материала – из каких частей будет состоять, какова роль учеников при усвоении каждой части;

3) актуализация опорных знаний, умений.

3. Презентация, т.е. изложение новых знаний, формирование новых умений. Учитель делает все, что необходимо, – объясняет,

разъясняет, показывает, демонстрирует, иллюстрирует, приводит примеры. Если это новая теория, концепция, то обстоятельно обсуждаются все входящие в нее понятия, им даются определения, формулируются правила и приводятся примеры. Если это новое умение, то определяются и четко излагаются все шаги его формирования. Каждый шаг обязательно сопровождается примерами, чем устраняется один из главных недостатков объяснительно-иллюстративного обучения – в нем всегда не хватает примеров. Учителя обычно не учитывают того, что дети не знают столько, сколько они сами, и не все для них так же очевидно, как для учителя. Поэтому важно не только сообщить информацию устно, но максимально прояснить ее с помощью наглядных средств, чтобы у учеников на данной стадии изучения материала сложились прочные зрительные ассоциации. Визуальное преподнесение учебного материала примерно для одной трети учеников наиболее целесообразно. Для визуалов, т.е. детей, тяготеющих к образному восприятию, наглядность играет главную роль в понимании и усвоении изученного, для всех других она является важным моментом на пути к полному пониманию. Учитель выясняет, все ли правильно понимают визуальную информацию, нет ли разногласий в истолковании увиденного. Этап завершается проверкой понимания всего учебного материала. Главное для педагога – установить, готовы ли школьники приступать к практической апробации учебного материала. Для этого учитель выясняет:

а) все ли ученики могут безошибочно вспомнить все понятия, положения, термины, о которых шла речь;

б) могут ли они вспомнить, сколько шагов и в какой последовательности входит в только что изученный материал (умение, навык).

Весьма желательно на этом этапе повторить изложение несколько раз, постепенно свертывая информацию, чтобы главное было усвоено прочно и безошибочно.

4. Практика на примерах. Вначале педагог разбирает вместе с учениками примеры. Практические задания выполняются сначала всем классом, потом в подгруппах, тройках и парах. Хорошим подспорьем, сопровождающим этот этап работы, будет кодоскоп (или его современный аналог – проектор). Когда учитель записывает ход решения задачи на кодограмме, все видят, что из чего вытекает, как получается конечный результат. Роль учителя состоит в том, чтобы поддерживать обратную связь, чутко реагируя на все ответы детей. Правильные ответы поддерживаются, неправильные – отсеиваются или исправляются. Нельзя забывать

о визуальной поддержке. Все ученики должны понимать, что изображено на схемах. Они могут использовать изображения (графики, модели, иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.) в качестве подсказки, когда будут действовать самостоятельно.

5. Управляемая практика. Слово "управляемая" здесь означает, что практика осуществляется под руководством учителя, и ученики имеют возможность попрактиковаться в присутствии педагога. Работа учеников на этом этапе позволяет учителю оценить их способность самостоятельно выполнять учебные задания по данной теме. Анализу подлежат количество и типы допускаемых ошибок. Учитель действует как индивидуальный помощник, совершая неспешный обход всех учеников.

6. Независимая практика, или полностью самостоятельная практика в классе. Она начинается, когда ученики достигают уровня точности выполнения задания не ниже 85–90% на этапе управляемой практики. Цель независимой практики состоит в том, чтобы закрепить новое знание, обеспечить его запоминание на длительный период. Во время независимой практики ученики выполняют практические упражнения без помощи учителя. Практика начинается в классе и продолжается дома. Роль учителя на данном этапе – своевременная проверка работ учеников, при этом устанавливается, остался ли уровень точности выполнения заданий на должном уровне, достиг ли он 100%. По результатам определяется необходимость помощи и дополнительных занятий для тех учеников, кто в них нуждается.

7. Домашняя самостоятельная практика. Учитель определяет объем оптимальной тренировочной работы, необходимой для безусловно прочного закрепления изученного и приобретения твердых навыков. Своих целей он достигает не перегрузкой, увеличением объема упражнений, а системой – перспективой дальнейшего повышения прочности навыков путем рассмотрения изученного в контексте дальнейшего изучения новых знаний.