Этапы и перспективы развития Союзного государства

Некоторое охлаждение отношений между Россией и Белоруссией на протяжении последних нескольких лет активизировало споры о будущем союзе двух государств и возможности их дальнейшего сближения. Серьезные разногласия на официальном уровне наблюдаются и в отношении модели интеграции. В связи с этим целесообразно обратиться к анализу этапов развития межгосударственного объединения России и Белоруссии и оценке перспектив дальнейшего развития российско-белорусских отношений.

Создание Союзного государства было провозглашено Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании союзного государства". Договор является непосредственным продолжением договоров о Сообществе[1] и о Союзе[2] Белоруссии и России. Принципиально ново в нем само провозглашение Союзного государства, основанное на принципе разграничения предметов ведения Союзного государства и его субъектов. В Договоре поставлена цель — объединить Россию и Белоруссию в Союзное государство с общим экономическим, правовым, таможенным, оборонным пространством, общим бюджетом и денежной единицей, союзными государственными органами, единой внешней политикой. В целом Союзный договор следует считать договором о намерении, планомерная реализация положений которого и должна привести к созданию Союзного государства.

Исходя из смысла Договора, создание Союзного государства зависит от реализации четырех основных идей:

1) объединение экономик России и Белоруссии путем формирования единого экономического пространства, единой таможенной территории, введения единой валюты и создания единого эмиссионного центра, формирования единой налоговой системы и др.;

2) создание наднациональных органов власти;

3) формирование правовой системы Союзного государства, включающей в себя Конституционный акт Союзного государства, а также правовые акты по вопросам исключительного ведения Союзного государства и по вопросам совместного ведения Союзного государства и его субъектов;

4) обеспечение максимального равенства статусов граждан России и Белоруссии на территории друг друга.

В первые годы с момента вступления в силу Союзного договора (т.е. с 26 января 2000 г.) стороны предпринимали активные действия по реализации его положений, основываясь на Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, принятой одновременно с самим Союзным Договором 8 декабря 1999 г.

В качестве первоочередных были проведены мероприятия по формированию органов Союзного государства: принят Статут и Регламент Высшего Государственного Совета Союзного государства[3], утверждены Положение и Регламент Совета Министров Союзного государства[4], Положение о Постоянном Комитете Союзного государства[5]; ряд отраслевых органов Союза России и Белоруссии были реорганизованы в отраслевые органы Союзного государства[6]; приняты нормативные акты об обеспечении организационных и материально-технических условий работы органов Союзного государства, о правовом статусе, размере заработной платы и социальных гарантиях их должностных лиц и работников аппаратов[7] и др.

Более активно была продолжена начатая еще в рамках Сообщества и Союза России и Белоруссии работа по унификации законодательства двух государств в хозяйственной сфере. В частности, было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссии о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства от 20.08.2000[8].

Продолжилось строительство единого экономического пространства на базе ранее заключенных договоров в этой сфере, таких как Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25.12.1998, Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995, Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством РФ о создании объединенной электроэнергетической системы от 22.11.1999, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о проведении единой структурной промышленной политики от 08.09.1999 и др. В целях ускорения процесса формирования единого экономического пространства в развитие и дополнение к существующим договорам Россией и Белоруссией был принят ряд иных актов, среди которых Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о завершении унификации и создания единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государства от 29.01.2001; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о создании равных условий в области ценовой политики от 12.01.2002.

Также субъекты Союзного государства начали подготовку к формированию единого валютного союза.

С принятием Союзного договора была начата реализация большого количества программ Союзного государства в различных областях жизнедеятельности[9].

Союзный договор также стал основой для более плотного сотрудничества России и Беларуси в военной сфере: была утверждена военная доктрина Союзного государства[10], создана региональная группировка войск, начала осуществляться подготовка белорусских военнослужащих в высших учебных заведениях Министерства обороны РФ и др.

Согласно Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства основные мероприятия по построению Союзного государства должны были быть выполнены в 2000—2002 гг. Однако к этому времени стало очевидно, что реализация всех достигнутых договоренностей (прежде всего в экономической сфере) идет крайне слабо. Большинство пунктов Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, принятой одновременно с самим Союзным Договором 08.12.1999 оказались нереализованными. Кроме того, в отношениях между Россией и Белоруссией обнаружились экономико-политические противоречия. Наиболее ярко это проявило себя в отказе Белоруссии от введения с 1 января 2005 г. в качестве национальной валюты российского рубля, как это было запланировано Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30.11.2000. Нельзя также не отметить периодически возникающие конфликты между Россией и Белоруссией в связи с планами ОЛО "Газпром" повысить цены на газ. В итоге, начиная с 2004 г. наметилась тенденция существенною замедления российско-белорусской интеграции.