Есть вариант!
Ситуация третья. Творческая личность (определенная группа) из состава аудитории не удовлетворена творческим потенциалом журналиста или в целом СМИ.
На первый взгляд: в чем проблема? В повседневной жизни она решается достаточно просто: человек отказывается от подписки или покупки какого- то периодического издания, переключает канал или просто выключает радиоприемник, телевизор. Однако мы попытались смоделировать ситуацию, при которой творческая личность не удовлетворена творческим потенциалом журналиста, а последний достоверно знает об этом. Причем мы не будем анализировать причины происшедшего – об этом речь пойдет далее, где мы будем говорить о технологиях организации диалоговых отношений с аудиторией СМИ. Нас интересует другой аспект проблемы – методологический: какие альтернативные варианты могут иметь место тогда, когда журналист, скажем так, миновал уже – по мнению аудитории в целом или отдельных ее представителей – пик своей творческой активности?
Реализуя ретроспективный вариант, журналист пытается самореализоваться, используя творческие приемы, методы, способы, язык, способствовавшие успешной, по его мнению, деятельности в прошлом. В практической деятельности СМИ это находит выражение в появлении изданий, программ определенной направленности, эксплуатирующих, как правило, одни и те же темы (к примеру, ностальгия по ушедшей молодости) или делающих ставку на завоевание внимания лишь какой-то одной социальнодемографической группы: пенсионеров, ветеранов Вооруженных сил, женщин, овдовевших в годы войны, или, к примеру, такой совершенно специфической группы, как "стиляги" 1960-х гг., и т.д.
Прогностический вариант – аналогичная попытка, но журналист пытается совершить творческий экскурс не из настоящего в прошлое, а из настоящего – в грядущее, т.е. спрогнозировать, а если есть такая возможность – то и реализовать на практике программы, которые, по его мнению, еще только будут когда-нибудь насущно необходимы, адекватны интересам аудитории. Таковыми, на наш взгляд, являются узкоспецифические периодические издания, выходящие по инициативе и благодаря творческой "пассионарной" деятельности отдельных журналистов (например, в недавнем прошлом – издания по проблемам компьютерных технологий, ныне – по мультимедиа, поп-арту, литературоведческие, театральные журналы и т.д. и т.п.). Аудитории в этом случае зачастую следует еще "дорасти" до высоких состояний высоких творческих состояний журналистов и их проявлений в каких-то конкретных формах, и именно этот фактор определяет противоречивость взаимоотношений коммуникаторов и коммуникантов.
Исполняя альтернативный вариант, журналист или издание в своей творческой деятельности просто-напросто отказываются от каких бы то ни было примет времени, мирских проблем. Уход от настоящего сопровождается либо имитацией освещения жизнедеятельности некоего мифического социума, либо гипертрофированным проецированием собственного внутреннего мира до "глобального" уровня. В качестве альтернативного варианта развития можно, видимо, рассматривать и периодические издания, пытающиеся структурировать бытие с помощью лишь формальнологических, сугубо лексических и других подобных способов отражения реального мира. При тоталитарных режимах в силу закрытости, определенной зашифрованности текстов они нередко становятся единственно возможными для легального выхода и распространения.
Главное отличие от прогностического варианта – журналист ставит задачи на творческую самореализацию лишь для "внутреннего" потребления продуктов интеллектуального труда.
При кумулятивном варианте журналист, как правило, на какое-то короткое время исчезает с "горизонтов" журналистской деятельности, чтобы вернуться к аудитории творчески преображенным (cumulatio с позднелатинского – "скопление"). Данный вариант – наиболее распространенный в сфере любой творческой деятельности. Но только кажется, что на подобный шаг способен каждый журналист. Эйфория от первоначального творческого успеха заставляет его, как правило, еще долго использовать наработанные приемы и методы, привычные формы самореализации и язык. Почувствовать момент насыщения аудитории, а еще лучше – предуведомит!, его, дано лишь по-настоящему творческим личностям, ориентирующимся не только на собственный вкус, пристрастия, симпатии, антипатии, но и на мнения отдельных представителей аудитории, творчески опережающих основную ее массу.
Качественное изменение издания, теле- или радиопередачи, роли и функций самого журналиста предполагает, в первую очередь, максимизацию творческих усилий личности или группы творческих работников. Это не вынужденное (или не только вынужденное) действие. Работа по-старому ввергает их в состояние творческой болезни, характеризующейся апатией, равнодушием к сделанному, иногда цинизмом по отношению к профессии, коллегам, аудитории. Нередки случаи, когда люди не в силах разобраться в причинах подобных состояний, в том, что мера их потенциальной творческой энергии не имеет форм и способов реализации.
Что касается примеров кумулятивного варианта развития СМИ, отдельных журналистов, то их достаточно много. Это и перманентная реконструкция телевизионных информационных выпусков как общенациональных, так и местных телестудий, и реализация творческих проектов Владом Листьевым и его коллегами, и практически реализуемый газетой "Первое сентября" принцип педагогики развития, и высочайший профессионализм журналистов "Коммерсанта" или "Ведомостей", и многое другое. В том числе есть примеры и безуспешных попыток журналистов "дважды войти в одну и ту же реку" – то, что мы выше обозначили как ретроспективный вариант творческого развития.
Социальный аспект массово-коммуникационной деятельности, безусловно, является значимой составляющей предлагаемой нами в данном учебнике концепции. И нс только потому, что, как мы говорили, творческое самовыражение – главная цель человеческого существования, венчающая биологические или психологические ступени восхождения к Творчеству. Можно быть, к примеру, несчастливым в биологическом смысле, но счастливым в социальном и в творческом. Или наоборот. В зависимости, конечно, от того, как выстроена личностью (в нашем случае – конкретным журналистом) система приоритетов и ценностей.