Эстетические категории
Термин "категория" является одним из базовых терминов философии, логики, активно воспроизводится он и в дискурсах гуманитарных, естественных и точных наук. Как и многие научные термины, слово "категория" представляет собой заимствование из древнегреческого языка, в котором оно обозначало "высказывание", "признак". Сейчас в языке науки и философии термин "категория" понимается как максимально обобщенное понятие, образованное путем абстрагирования над элементами реальности для выявления в них общего.
Благодаря образованию категорий человек как субъект познавательной деятельности выявляет основные закономерности бытия и устанавливает субъект-объектные отношения реальной действительности и ее познания. Таким образом, понятно, что проблема категорий относится прежде всего к области гносеологии, поскольку образование категорий происходит в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические категории - это наиболее общие атрибуты, при помощи которых обозначаются, описываются и изучаются особенности художественного творчества, специфика языка искусства, особенности формирования и восприятия всего пространства художественного произведения. Формирование эстетических категорий начинается уже в античности, но, разумеется, на протяжении длительного развития эстетики как самостоятельной сферы знания основные эстетические категории неоднократно переосмыслялись, менялась терминология, равно как и представление об их содержании. Так, несмотря на то, что к эпохе Возрождения основные эстетические категории уже были сформированы и получили четкую дискурсную фиксацию, па протяжении всего последующего времени их значение не оставалось статичным: постоянно происходили (и происходят до сего времени) процессы их дифференциации и различных усложнений.
Гармония
Гармония относится к числу древнейших эстетических категорий, известных уже религиозно-философским школам античности. Размышления о гармонии в искусстве и в окружающем человека мире изначально носили религиозный характер, поскольку неизбежно приводили к представлениям о разумной структурированности мира, возникшей в результате теистического космогенеза. Боги, преобразовавшие изначальный хаос в упорядоченный и логичный космос, запечатлели в последнем свое присутствие. Эстетическая категория гармонии формировалась из ряда мировоззренческих предпосылок, сформированных античными философами.
Прежде всего, на формирование античных представлений о гармонии повлияло учение об объективной реальности существующего мира, представляющего собой некое целое. Но это целое не является простым, оно состоит из совокупности элементов, обладающих, в большей или меньшей степени, обособленным бытием. Более того, эти элементы зачастую характеризуются существенными качественными различиями, позволяющими их рассматривать в качестве элементов противоположных. Гармония в свете этого представлялась античному мировосприятию как некое глобальное согласие, которое проявлялось и в отношении между людьми (социальный уровень), и в отношениях между людьми и богами (религиозный уровень), и в совокупности отношений в объективно существующем мире (онтологический уровень).
В ранних памятниках античной литературы невозможно обнаружить следов сколько-нибудь развитого учения о гармонии, последняя, скорее интуитивно, угадывается автором в мире, нежели является результатом эстетического восприятия действительности. Первое разработанное учение о гармонии мы обнаруживаем у пифагорейцев, в теологии которых представление о гармонии было непосредственно связано с учением о числе, которое пифагорейцы рассматривали как религиозно-онтологическое основание всякого бытия, соединяющее в себе модусы конечного и бесконечного. Своеобразный мистический спиритуализм пифагореизма проявился в представлении о том, что "душа есть гармония тела".
Представления Пифагора о числовой архитектонике мира послужили основанием для развития своеобразной теории о "гармонии сфер", согласно которой космические объекты (планеты, звезды) организованы не только в соответствии с математическими закономерностями, символом которых являются числа и их отношения, но и соответствующими закономерностями музыкальными. Поэтому планеты обладают особым звучанием, а музыка сфер, делаясь воспринимаемой человеком, проявляет при этом особое магическое могущество: врачует духовные болезни, позитивно влияет на всего человека.
В религиозно-философской системе Гераклита гармония представлена уже в качестве достаточно разработанной категории, при помощи которой определяются отношения между образующими космос стихиями. Если у пифагорейцев гармония достигалась отношением чисел, то в учении Гераклита гармония обеспечивается непосредственным взаимодействием вещей в пространстве космоса и соотносятся в таком понимании гармонии не части с целым, но сами целостные предметные сущности друг с другом: одна вещь соотносится с другой вещью и все вещи оцениваются эстетически в качестве некоего единства. Такой "космизм" в понимании гармонии проявляется в одном из дошедших до нас фрагментов: "У Бога все прекрасно, хорошо, справедливо; люди же считают одно справедливым, другое - несправедливым". Таким образом Гераклит формирует представление о высшей гармонии, которая будучи божественной по своему происхождению только отчасти доступна человеческому пониманию, проявляясь в противоречивых субъективных эстетических трактовках.
Анализируя историю формирования эстетических категорий, А. Ф. Лосев и В. П. Шестаков пришли к заключению, что "в эстетике досократиков гармония понимается главным образом космологически, как универсальный принцип, царящий во Вселенной".
Такое архаическое понимание более соотносило саму категорию гармонии с пространством теологии, нежели собственно эстетики, и действительно, для греческой философии досократиков характерно философствование в рамках дискурса не столько "чистой философии", сколько философской теологии.
Переход от онтологического понимания гармонии к ее преимущественно эстетической, хотя и религиозно-эстетической, интерпретации совершился в творчестве Платона. В философской эстетике Платона критерии гармонии есть, прежде всего, наибольшее соответствие вещи тому месту, на котором она находится; при этом пространством гармонии являются небо и душа, причем в душе гармония проявляется так же, т.е. по аналогии, как и в пространстве неба. В пространстве социума гармония проявляется как согласованное единство и единомыслие всех частей целого, в которое включается "и лучшее, и худшее", причем худшее поступает в подчинение к лучшему, получая от него свое место, на котором оно может оказаться наиболее полезным. Такое понимание единства Платон трактует как "целомудрие", разумея последнее понятие весьма широко. Другим проявлением гармонии является справедливость, поскольку в ней происходит равноправное взаимодействие всех добродетелей, но и справедливость, и целомудрие - понятия взаимосвязанные: гармония коренится в целомудрии, а достигает своего наивысшего проявления в справедливости. Гармония способствует совершенствованию души, которая, будучи "гармонически организованной", отвращается от различных излишеств, так как в них нарушается справедливость.
Несмотря на то что понимание гармонии Платоном включило в себя элемент субъективности, незнакомый досократикам, концепция Платона включает в себя и космогонические мотивы. Гармония возникает одновременно с созданием мира Демиургом, поскольку изначально мир создается как целое, состоящее из взаимосоотносимых элементов. Равным образом происходит и при создании всей иерархии душ, которые по воле Демиурга гармонически соединены с соответствующими телами, являя принцип согласованности и соответствия одного другому.
Античные интерпретации категории гармонии были развиты в период патристики, причем в рамках уже христианского дискурса получили развитие представления как-восходящие к досократикам, так и к школе Платона. При этом для патристики вообще (несмотря на принадлежность к той или иной патриотической школе) характерно развитие предпосылок античных философских построений в свете христианства. В учение о гармоничном устроении мира вносятся представления о действии в нем божественного промысла, который проявляется и в иерархической организации Вселенной, и в особой роли человека, равно как акцентируются вопросы сотериологии (в связи с понятием первородного греха) и эсхатологии.
Восходящие к Платону представления о справедливости как высшем проявлении гармонии нашли продолжателей в среде христианских авторов, работавших над проблемами христианской антропологии, прежде всего в патристическом представлении о трисоставности человеческой природы, в которой соединяется духовное, душевное и телесное начало, образуя сложную и неделимую природу человека. Таким образом были преодолены искушения гностической философии, в которой человек рассматривался сквозь призму дуализма, т.е. духовное начало в его природе последовательно противопоставлялось телесному, которое демонизировалось.
Амвросий Медиоланский (ок. 340-397), патристический автор, епископ Милана, посвятивший свое усердие как разработке сугубо теологических вопросов, так и систематизации христианской этики, считал, что в основе церковного пения лежит услышанная библейским псалмопевцем царем Давидом небесная музыка, которая образуется в результате вращения небесной оси, повторяя тем самым основной пункт теории "гармонии сфер".
О музыкальной гармонии мира говорит и Григорий Нисский (ок. 335-394), епископ города Ниса (Малая Азия), развивавший идеи христианского платонизма. Подобно пифагорейцам, Григорий Нисский считал, что звуки "гармонии сфер" оказывают позитивное воздействие на душу человека, поскольку восходят к Самому Богу, сотворившему мир упорядоченным и гармоничным (уровень макрокосма) и сотворившего человека (уровень микрокосма) подобным музыкальному инструменту, прославляющему своей музыкой Творца.
В учении раннесхоластического теолога Боэция (ок. 475-526), для которого вообще свойственно понимание субстанции тварных вещей как продукта соединения и взаимодействия противоположных начал: подвижного и неподвижного, устойчивого и меняющегося, определенного и неопределенного, гармония определяется как "единение многого и согласие разногласного", что позднее будет с легкостью спроецировано на музыку.
Средневековая философская эстетика унаследовала от патристической эпохи интерес к неопифагорейской теории гармонии сфер, которая на долгое время станет основой музыкальной теории, разрабатываемой в Средние века. Исследователи истории философии неоднократно обращали внимание на то, что для средневековой метафизики вообще свойственна трактовка категории гармонии преимущественно применительно к музыке. Такое понимание гармонии прослеживается у Скотта Эриугены, Гуго Сэнт-Викторского и др. Крупнейший схоластический философ Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) относился как к общеизвестному факту к представлению о том, что "гармония" является изначально музыкальным термином, который был позднее заимствован философами для обозначения природы сложных вещей, композиция которых включает в себя установленный набор элементов, взятых в определенной пропорции. В связи с этим Фома Аквинский исходил из двух значений термина "гармония": составление сложного из простого и правила, по которым это составление совершается.
Анализируя дальнейшее развитие понимания гармонии, нам необходимо учесть своеобразный дуализм восприятия мира, свойственный всему периоду Средних веков. Мир представлялся тогда как отношения неподвижной и бесплодной материи, животворимой Духом Божьим. Соответственно этому мировосприятию, гармония как эстетическая категория имеет духовную (идеальную) природу, как относящаяся к сфере Духа, организующего и оживотворяющего материю.
Возрождение, пришедшее на смену Средневековью, способствовало переосмыслению категории гармонии в соответствии с той склонностью к пантеизму, которая ясно прослеживается в трудах гуманистов. Природа предстает теперь не как пространство, в котором Дух Божий преображает материю, но как воплощение творческой силы, способной самостоятельно создавать вещи и их образы.
Такая природа полна гармонии, которая является своего рода "душой мира". Поскольку гармония является основой бытия, гармонией наполнен весь мир, то и человек не может быть непричастным к ней. Отсюда проистекает теория о соотнесенности гармонии мира ("мировой души") и той гармонии, которая внутренне присуща бытию отдельного человека. Из этих же предпосылок развилась своеобразная теория, объясняющая темперамент человека преобладанием в его природе тех или иных начал: холодного, горячего, влажного, сухого. Доминирование одного из этих начал провоцирует соответствующие страсти: горячая влага - гнев, холодная влага - уныние и т.д. Все эти страсти для человека, по сути, пагубны, но если они взаимно уравновешивают друг друга, то оказывают действие плодотворное: для этого необходимо добиться их баланса.
С именем Декарта, философа XVII в., связана концепция единства в многообразии, в которой важное место уделено трактовке категории гармонии. Согласно Декарту, чем меньше диспропорции обнаруживается в архитектонике предмета, чем более гармонично его устроение, тем легче будет он восприниматься.