Лекция 8. ЭПОХА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И МАССОВОГО ТУРИЗМА. ФИРМА ТОМАСА КУКА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• историю создания первой туристской фирмы Т. Кука и новые факторы, сделавшие возможным формирования туризма как сферы бизнеса;

• основные виды туристского обслуживания, которые были введены фирмой Т. Кука;

уметь

• обосновывать принципиальную значимость нового средства передвижения – железных дорог – для формирования массового туризма;

• объяснять различие между путешественником и туристом;

владеть

• навыком выделения инновационных маркетинговых технологий в туристской деятельности фирмы Т. Кука;

• формулировками принципов сервиса массового туризма, сложившимися в XIX в.

Железные дороги как средство передвижения в эпоху массового туризма

Огромную роль в развитии туризма играют средства передвижения. Транспорт для массового туризма должен быть доступным, быстрым, безопасным, комфортабельным и не слишком дорогим. Очевидно, что до конца XVIII в. ни одно средство передвижения этим критериям не соответствовало. Дилижанс при всех его преимуществах по сравнению с каретой не мог обеспечить массовые перевозки. Практически до середины XIX в. главной тягловой силой были лошади, передвижение на которых исчерпало к этому времени все возможности ускорения и повышения комфорта. Сухопутные дороги и способы передвижения по суше стали тормозить цивилизационное развитие и, разумеется, не позволяли туризму стать действительно массовой практикой. Эпоха настоящего массового туризма как отрасли сервисного бизнеса начинается только с появлением железных дорог, которое справедливо называют "транспортной революцией".

Паровой двигатель был изобретен еще в начале XIX в., но первая в мире железная дорога появилась в 1825 г. между английскими городами Стоктон и Дарлингтон. Скорость передвижения составляла 13–20 миль в час, что радикально превышало скорости всех других средств передвижения. Некоторые исследователи придают такое высокое значение появлению железных дорог для формирования туризма, что начинают отсчет новой эпохи туризма именно с этой даты (Качмарек, с. 12). С 1830-х гг. начинается железнодорожное строительство в американских штатах, во Франции, Бельгии, Австрии, Пруссии, России. По железной дороге, явившейся символом новизны и прогресса, не только перевозили грузы, она связывала разные регионы и страны. В большинстве стран железные дорога строились при значительном участии государства, а к концу XIX в. появились целые железнодорожные империи, которые определяли экономический прогресс в своих странах.

В начале своего становления железные дороги воспринимались как самый удобный и дешевый способ транспортировки грузов и соответственно соединяли в первую очередь промышленные районы. Пассажирскими перевозками занимались только на коротких железнодорожных ветках, воспринимавшихся и позиционируемых как увлекательный и экзотический аттракцион. Само название "вокзал" (vok-zal) указывало на увеселительный характер сооружения при железной дороге. Первый "Вокс-холл" появился в Англии еще в XVIII в. как место развлечения в парке на берегу Темзы. Здесь постоянно звучала музыка, устраивались гулянья и фейерверки. Популярность таких заведений распространилась и на вокзалы, которые первоначально воспринимались как место развлечений и удовольствий, включая и увлекательную поездку по железной дороге к месту назначения. Такой, например, была в России построенная в 1836 г. дорога к Павловску – императорскому пригороду

Петербурга. Великолепный павильон в Павловске служил местом концертов, танцев, территория вокруг вокзала – местом гулянья аристократической публики. Сюда приезжали послушать знаменитого маэстро Иоганна Штрауса, гастролировавшего в России, других знаменитостей, показать новые туалеты, погулять и посплетничать о великосветских знакомых.

Однако железная дорога, ведущая в Лондон, смогла решительно повернуть железнодорожный сервис в сторону пассажирских перевозок. Дело в том, что в 1851 г. в столице Великобритании открылась Первая всемирная выставка, получившая огромный резонанс и ставшая притягательным событием для туристов не только в Англии, но и в международном масштабе. Известия об этой выставке и ее символе – уникальном Хрустальном дворце – содержались даже в газетах американских штатов.

Еще одним удачным нововведением железнодорожных компаний в XIX в. было сотрудничество с пароходными предприятиями. В 1862 г. железнодорожная сеть Великобритании уже была тесно связана с судами и паромами, которые обеспечивали переправу через Ла-Манш. Нередко железнодорожные фирмы сами нанимали суда для своих перевозок. Во второй половине XIX в. многие железные дороги имели конечные станции в портах, что позволяло пассажирам без помех пользоваться пароходами в своем дальнейшем путешествии. Если учесть, что к этому времени были освоены морские пути вокруг Европы и Африки, а трансатлантические рейсы стали регулярными, можно констатировать: связанность железнодорожных и морских маршрутов создавала единую сеть перевозок. Создание единой транспортной системы, удобной, быстрой и массовой, является наиболее выдающимся достижением "железнодорожной эпохи" туризма.