Эпоха Ярослава Мудрого: расцвет Древнерусского государства
При Ярославе Мудром (1019–1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. В 1036 г. Ярослав после смерти брата Мстислава стал единодержавным князем Киевской Руси, а Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. Ярославу Мудрому впервые удалось назначить киевским митрополитом Илариона, русского по происхождению. Сам князь, подобно правителям Византии, именовался царем, о чем свидетельствует надпись на стене Софийского собора в Киеве, выполненная после его смерти, об "успении царя нашего".
Софийский собор – вершина южнорусского зодчества XI в. – был возведен совместно греческими и русскими мастерами в 1037 г. в Киеве по образцу константинопольского. При сохранении основы – крестово-купольного храма – в нем прослеживается отход от византийских образцов. Монументальные Золотые ворота стали служить парадным въездом в столицу Древней Руси.
Древнерусское государство было крупнейшей державой мира и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде. Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, а другая дочь, Елизавета, стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь, Анастасия. Внучка Ярослава Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, был женат на византийской принцессе, другой, Изясав, – на польской. Среди невесток Ярослава были дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.
Ярослав совершил ряд военных походов на соседние земли: в 1030 г. – против прибалтийской "чуди" и построил к западу от Чудского озера город Юрьев (Юрий – православное имя Ярослава), на Верхней Волге основал Ярославль; в 1037 г. Ярослав нанес окончательное поражение печенегам, которые в результате вынуждены были уйти из причерноморских степей дальше на юго-запад и перестали представлять опасность для Руси. Эти края постепенно заселили кипчаки, которых русские прозвали половцами за необычный для тюрок цвет волос, похожий на цвет свежей соломы – половы. Стремясь создать прочную защиту Руси против степных кочевников, Ярослав продвинул русские границы ниже по правому берегу Днепра, где создал новый оборонительный рубеж по реке Роси, а также привлек на свою службу полукочевые племена "черных клобуков", посылавших свои конные отряды на помощь русским князьям. В 1043 г. состоялся поход на Византию, который окончился полной неудачей русского войска. Но вскоре русско-византийские отношения были восстановлены, и дочь византийского императора Константина Мономаха вышла замуж за четвертого сына Ярослава, Всеволода.
Политический строй Древнерусского государства обычно характеризуется историками как раннефеодальная монархия. При этом основой государственности восточнославянских племен было общинное устройство. Во главе государства стоял великий князь Киевский. Он совмещал функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, адресата дани. Князь опирался на дружину, которая становилась постоянной военной силой и составляла верхушку общества. Наиболее уважаемые, старшие дружинники входили в постоянный совет – думу. Постепенно они стали именоваться боярами. Бояре выступали в роли воевод, а младшие дружинники, "отроки", исполняли обязанности мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т.д.
Для западноевропейского средневекового общества данной эпохи характерно постепенное утверждение феодальных отношений. На Руси этот процесс имел свои особенности – в первую очередь в плане его темпов, которые, судя по всему, были несколько ниже, чем в Западной Европе. Вместе с тем процесс шел и привел к тем же результатам – господству феодализма, хотя и чуть позднее.
Главными классами феодального общества были крупные земельные собственники (феодалы) и крестьяне. Господство натурального хозяйства не исключало обмена товарами, поэтому на всех стадиях феодального строя существовали ремесленники и купцы.
Неразвитость экономических связей приводила к дроблению политической власти. В основе структуры феодального общества лежали отношения вассалитета. В соответствии с системой феодальной иерархии феодальная собственность на землю носила разделенный характер. Верховным собственником всей земли в Европе и Византии был царь, император (на Руси – великий князь). Его подчиненные (вассалы) – на Руси князья, бояре – имели свои земельные владения на правах, предоставленных их главой (сюзереном). Отдельное княжество представляло объединение многих мелких земельных владений, каждое из которых было "государством в государстве".
В пределах своих владений феодалы обладали полнотой политической власти, получившей название феодального иммунитета. Феодальный иммунитет означал изъятие феодала из системы общегосударственных налогов и судопроизводства, что обеспечивало ему власть над крестьянами. Такой порядок формировался вследствие стремления феодала сохранить неприкосновенность вотчины (от слова "отец" – земельного владения, передававшегося по наследству). Таким образом, феодальный иммунитет – это юридически оформленный договор о невмешательстве государства в вотчинные дела феодала, лишавший государственных должностных лиц права въезда в его владения.
Феодально-зависимые крестьяне на основе внеэкономического принуждения отдавали феодалу часть производимого ими прибавочного продукта в виде феодальной ренты – отработочной (на Руси – барщина), натуральной (оброк) и денежной (появилась с развитием товарного хозяйства). Феодал сам устанавливал размер оброка, сроки его внесения, характер барщины и других повинностей. В свою очередь, феодалы защищали границы страны от внешних вторжений, в соответствии с отношениями патроната (покровительства) поддерживали крестьянские хозяйства в неурожайные годы. Феодал выступает не только как землевладелец, но и как "государь" своих крестьян. Получение феодальной ренты оказывалось следствием как прямого захвата земель с помощью вооруженной силы, так и предоставления займов в голодный, неурожайный год.
Феодализм как этап в истории человечества был шагом вперед по отношению к первобытности – взамен хаоса, незащищенности феодальный порядок давал социальную защиту, защиту от сил природы, покровительство князя. Единое государство становилось гарантом устойчивости феодального порядка.
Долгое время отечественные историки полагали, что феодальное общество полностью сложилось уже в эпоху Древней Руси. В последнее время большинство авторов склонны подходить к этой проблеме более осторожно, обращая внимание на переходный характер древнерусского общества – феодальные отношения активно развивались, но говорить об их безусловном доминировании в тот период, видимо, не стоит. Когда именно завершается здесь процесс складывания феодализма, единого мнения нет, но многие авторы склонны относить завершение указанного процесса к периоду оформления единого Русского государства (XIV–XV вв.).
Древнейшим сводом законов Руси является Русская Правда. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную. Древнейшей редакцией (подготовленной в XI в.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (первые 17 статей, ок. 1016 г.), Правды Ярославичей, г.е. сыновей Ярослава Мудрого (ок. 1072 г.), Покона вирного (устава для вирника, т.е. сборщика пошлин, судебных штрафов) и Урока мостников (табеля оплаты за починку мостов или городских мостовых).
Пространная редакция (XII в.) содержит Устав Владимира Мономаха (ок. 1113 г.) и статьи первых редакций, не всегда совпадающие с текстом Краткой Правды. Более поздняя Сокращенная редакция основана на переработанной Пространной Правде и не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. Отдельные юридические нормы содержатся в договорах Олега (911 г.) и Игоря (944 г.) с Византией, в которых упоминается "закон русский" – основанное на обычае право древних славян, так как важнейшими признаками силы документа в то время были узаконенный прецедент и ссылка на древность.
Русская Правда – первый письменный кодекс законов Древней Руси. Он позволяет получить представление о характере и составе раннефеодального общества. Законы разрешали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Их изучение показывает, что в Древнерусском государстве существовали пережитки родоплеменного строя, например кровная месть, но статьи документа ограничивают ее разрешением мстить лишь за ближайших родственников. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещается, а взамен нее вводится денежный штраф за убийство – "вира", который сильно различается в зависимости от категории населения. Это отражало усиливающуюся социальную дифференциацию общества, стремление государства защитить собственность, жизнь и имущество верхушки общества. Из Правды Ярославичей (Изяслава, Святослава, Всеволода) мы узнаем об устройстве княжеского домена (феодального замка) и боярской вотчины.
Русская Правда регламентирует отношения древнерусской общины (верви) и княжеского (боярского) хозяйства, называет основные категории древнерусского населения: свободные общинники (люди); несвободные или полусвободные общинники (смерды); рабы, известные под названиями "челядь", "холопы". Из Русской Правды нам известны и другие категории зависимого населения – закупы и рядовичи. Закупом становился разорившийся общинник, который брал у феодала долг (купу), после чего отрабатывал ее в хозяйстве феодала. Рядовичи – зависимые люди, заключившие с вотчинником договор (ряд) и на его основе выполнявшие различные службы. Изгои Русской Правды – это люди, лишившиеся своего социального статуса, например порвавшие связь со своей общиной.