Введение
Социология (от лат. societas – общество и греч. λόγος – учение) – это наука, изучающая социальные отношения и связанные с ними процессы, происходящие в обществе.
Данная книга представляет собой редкую в современной России попытку создать учебник по методике преподавания социологии в высшей школе. Книга писалась с таким расчетом, чтобы пользу из нее извлекли все студенты, которые учатся на социологов в бакалавриате и магистратуре и особенно проходящие педагогическую практику и планирующие начать свою профессиональную деятельность в качестве преподавателей социологии. Автор надеется, что аспиранты, ассистенты профессоров и даже опытные преподаватели смогут использовать его рекомендации по оценке своих занятий и по организации образовательного процесса и учебной работы студентов.
Структура учебника выстроена таким образом, чтобы помочь читателю достичь означенной цели.
Учебник состоит из шести разделов и 20 глав.
Первая из них посвящена теоретическим аспектам методики преподавания и потому содержит основные сведения по направлениям, целям, задачам, функциям, дидактическим принципам, методам и технологиям проведения учебных занятий.
Вторая глава раскрывает общие особенности методики преподавания социологии и подчеркивает специфику преподавания социологических дисциплин. Глава рассказывает о целях, методах и путях составления учебного курса и подробно освещает существующие требования к профессиональной подготовке социолога.
Третья глава призвана помочь студенту, пробующему свои силы в преподавании, грамотно составить план предстоящего занятия по социологии и учесть все необходимые при подготовке детали.
Четвертая глава объясняет специфические особенности лекционной формы проведения учебных занятий, описывает виды и этапы лекции и содержит методические рекомендации по ее диагностике и использованию наглядных и технических средств во время занятий.
Пятая глава рассматривает характерные черты и вилы семинаров и основные проблемы, возникающие у преподавателей при проведении семинарских (практических) занятий по социологии: при составлении графических схем, оценке докладов, работе с документальными источниками, контрольном тестировании, закреплении и проверке знаний студентов.
С шестой по четырнадцатую главу учебник дает рекомендации по проведению учебных занятий по разным социологическим дисциплинам. При этом указываются профессиональные компетенции, которыми должен овладеть студент в процессе обучения данным дисциплинам, а также особенности планирования каждого учебного курса.
Пятнадцатая и шестнадцатая главы знакомят читателя с методическими правилами проведения учебных занятий по связанным с социологией предметам – социальной истории России и обществознанию. Данные дисциплины выбраны потому, что они не только привязаны к социологии по своему содержанию, но и имеют общую с ней методологическую основу. Выпускники социологических факультетов нередко преподают историю и общество- знание, и, следовательно, для них будет небесполезно изучить те рекомендации, которые предоставляет методика преподавания социологии применительно к составлению данных курсов.
Семнадцатая и восемнадцатая главы подробно раскрывают психологические приемы, необходимые при работе со студентами, и делают акцент на учете, активизации и развитии психических процессов, состояний и свойств учащихся, связанных с их познавательной деятельностью.
Девятнадцатая глава описывает виды внеаудиторной работы студентов социологической специализации и в первую очередь работу над исследовательскими проектами.
Последняя, двадцатая, глава содержит правила написания курсовых и дипломных работ с подробным описанием их структуры и примерами из разных отраслей социологии.
В конце каждой главы помещены контрольные вопросы и задания по пройденному материалу, а в конце учебника дается список рекомендуемой методической литературы.
Автор принял во внимание тот факт, что социология преподается не только на факультетах социологии и часто представляет собой не один предмет, а целый цикл дисциплин социологического профиля. Поэтому представленный вашему вниманию учебник составлен так, чтобы его можно было использовать в разных вузах и на разных факультетах, но в первую очередь на факультетах социологии при изучении методики преподавания этой науки.
Таким образом, материал учебника позволяет студенту:
знать
• основные педагогические теории, применимые к практике преподавания социологических дисциплин;
• основные дидактические принципы, педагогические методы и технологии;
• основы педагогического мастерства, необходимые для преподавания дисциплин социологического цикла;
• психологические приемы, предусмотренные методикой преподавания социологии;
• теорию планирования, проведения и оценки лекционных и семинарских занятий;
• порядок работы над учебным проектом;
• правила написания учебных письменных работ по социологии;
• профессиональные компетенции, связанные с социологическими дисциплинами;
• методические рекомендации по составлению курсов учебных занятий по разным социологическим дисциплинам;
• правила использования средств наглядности, графических схем и письменных источников на учебных занятиях;
уметь
• применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической и педагогической теории;
• давать четкие определения научных понятий, связанных с процессом обучения;
• описывать современные методологические теории и исследовательские приемы в методике;
• объяснять факторы, цели и задачи обучения применительно к конкретным ситуациям;
• составлять тематический план учебных занятий;
• использовать необходимые средства и пособия для эффективной организации учебного занятия;
• осуществлять проверку и закрепление знаний учащихся;
• выбирать необходимые психологические приемы для активизации познавательных процессов учащихся;
• осуществлять проектную деятельность;
• осуществлять диагностику своей педагогической деятельности;
• составлять курсы учебных занятий но разным дисциплинам социологического профиля;
• применять полученные профессионально-профилированные знания в профессиональной деятельности;
владеть
• способностью использовать теоретические знания и практические навыки для организации образовательного процесса;
• практическими навыками по составлению учебных курсов;
• методикой планирования и проведения аудиторной и внеаудиторной учебной работы;
• знаниями о правилах, методах и средствах достижения эффективного результата при организации процесса обучения;
• умением преподавать разные учебные дисциплины, включая методику преподавания социологии;
• способностью проведения учебных занятий по социологическим дисциплинам в вузе и по обществознанию в школе.
Учебник предназначен для подготовки прикладных и академических бакалавров, обучающихся по направлению "Социология", а также для студентов магистратуры разных социологических профилей и в первую очередь профиля "Социология образования".