Эпицентр и распространение
Символизм возник во Франции. Символисты (живописцы и литераторы) встречались в парижском кафе "Вольтер" и в спорах вырабатывали единые художественные принципы своего художественного направления. Французский символизм стал первой школой европейского символизма, которую украшали в поэзии такие имена, как Верлен и Малларме, в драме - Метерлинк; в живописи - Пюви де Шаванн, Моро; в скульптуре - Редон и отчасти Роден, в музыке - Дебюсси.
Формирование французского символизма произошло в 1860- 1870-е годы В 1980-х гг. в стихах Рембо символизм обретает форму осознанной программы; открывается Салон, в котором выставляются авангардистские художники. В начале XX в. Поль Валери дает новое дыхание французскому символизму.
Вскоре за пределами Франции у символизма появились сторонники и последователи.
В Бельгии символизм как художественное направление развивали М. Метерлинк и Э. Верхарн. Поэзия и драматургия Мориса Метерлинка (1862-1949) французская по языку и фламандская по духу. Метерлинк написал пьесы "Сестра Беатриса" (1900), "Монна Ванна" (1902), "Синяя птица" (1908).
В живописи бельгийский символизм проявил себя в полном невероятных фантазий творчестве Джеймса Энсора.
В творчестве бельгийских символистов главные темы и сюжеты связаны с повседневной жизнью, домашним уютом или сказочными мотивами.
Французский и бельгийский символизм возник как реакция на натурализм.
В Англии и в Америке примкнули к символизму или испытали его сильное влияние У.В. Йитс, группа поэтов-имажистов (Эзра Паунд, Т.С. Элиот). Французских поэтов-символистов часто называли "импрессионистами"; то же самое было и с английскими поэтами Оскаром Уайльдом и Артуром Саймонсом.
Английский символизм в литературе сформировался в творчестве Суинберна под влиянием традиции "Цветов зла" Бодлера. Благодаря влиянию Оскара Уайльда английский символизм обрел блеск дендизма. В живописи английский символизм опирался на достижения прерафаэлитов. К началу двадцатого века символизм в Англии стал угасать.
Германия открыла символизм, когда во Франции он уже прошел зенит своего развития. В Германии сторонником символизма стал Стефан Георге. В сборнике "Часослов" Райнер Мария Рильке (1875-1926), находясь под влиянием Метерлинка, отдал дань символизму. Для символистских стихов Рильке характерна тема тайны Природы. Явление рассматривается поэтом и как материальный феномен, и как духовная сущность. Творчество - разгадывание бесконечных загадок и тайн Природы. Рильке писал:
Ты думаешь, что плод до дна познал,
Им овладев.
Но вот и новая загадка.
В Австрии символизм благодаря творчеству Гофмансталя и Рильке был открыт художественным взаимодействиям с иноязычными литературами, и символистские произведения рассказывали о невыразимом и таинственном.
Критика считала полотна австрийского художника Г. Климта демократически ориентированными и имеющими самостоятельный характер.
Второй (после французского) по значимости символизм - русский. В России с него начинается современное искусство.
Принципы французского символизма восприняли писатели России конца XIX - начала XX вв.: А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, И. Анненский, Ф. Сологуб, И. Коневской, Ю. Балтрушайтис.
В возникновение символизма внесли свой вклад и США. Не случайно переводами Эдгара По занимались Бодлер и Малларме. И в ту же эпоху зарождения символизма Жюль Лефорт переводит на французский язык Уолта Уитмена.
Никарагуанец Рубен Дарио, живя в Париже, воспринял влияние символизма и перенес его в Латинскую Америку.