Эпицентр и распространение
США больны комплексом культурной неполноценности: они ощущают, что историко-культурный слой невелик (всего двести-триста лет, в Европе же в десять раз больший), к тому же не цивилизация Америки, а культура Парижа диктовала художественные моды миру; как правило, в Европе рождались новые художественные направления. На Венецианской бьеннале 1964 г. комиссар американского павильона в предисловии к каталогу написал, что "мировой центр искусства переместился из Парижа в Нью-Йорк". Хотя это вызвало недовольство европейцев, особенно европейских сторонников абстракционизма, все же утвердилось мнение, что именно США создали в 60-е годы новое художественное направление - поп-арт. Однако не без иронии можно задать вопрос: Америка ли создала новое направление, действительно ли мировой центр искусства переместился из Парижа в Нью-Йорк?
Ответ окажется неожиданным. Как известно, "родина слонов" - Россия. Соответственно и родина поп-арта. Задолго до того как американские художники провозгласили создание поп-арта, главная его идея была провозглашена и осуществлена в России. В 1919 г. Давид Бурдюк (1882-1967) с группой футуристов колесил по провинциальным городам России, охваченной Гражданской войной. В одном провинциальном городке были объявлены выступления футуристов. Но из-за транспортных и общих неурядиц эпохи картины Бурлюка, сопровождающие выступления, не прибыли вовремя и выставка срывалась. Тогда по предложению В. Шкловского на выставке были развешаны экспонаты, которые сегодня мы могли бы отнести к искусству поп-арта: главным шедевром этой выставки были носки Шкловского, помещенные под стеклом в рамке. Впрочем, Россия редко умела защитить свой приоритет и почти через сорок лет после открытия Шкловским принципов поп-арта это художественное направление было снова открыто американцами.
Важными шагами становления поп-арта в США были начавшиеся с 1962 г. выставки "Новый реализм" в галерее Сиднея Джениса, в музее современного искусства Гуггенхайма.
Триумфом американского поп-арта стала Венецианская биеннале 1964 г. Шла борьба абстрактного искусства и поп-арта. Абстракционисты боролись за своего претендента - Бисьера, американские сторонники поп-арта - за "основателя поп-арта" Роберта Раушенберга, который выставил на одном холсте размером с высокую стену "предметную компиляцию" - коллаж: обрывок плаката с фотографией убитого президента Кеннеди, яркие цветные открытки, вырезки из иллюстрированных журналов. Большой приз биеннале был присужден Раушенбергу.
Вскоре после возникновения и распространения в США (Р. Раушенберг, К. Олденберг, Дж. Дайн, Э. Уорхол) поп-арт пересек океан и появился в Европе.
Яркими представителями нового направления в Англии были Эдуард Паолоцци, Питер Блейк, Ричард Смит, Патрик Колфилд, Питер Филлипс, Аллен Джонс и Джеральд Лэнг. Для английского поп-арта 1960-х характерны работы члена лондонской "Независимой группы" Ричарда Гамильтона. Он начинал с творчества в шелкографии (печать с литографического камня, перевод фотографии на покрытый эмульсией холст), а затем стал создавать художественные композиции, в которых соединялась рекламная броскость, символика секса и пропаганда идей неуемного приобретательства. Типичная поделка Гамильтона: гибрид пылесоса с тостером и стоящая рядом с этим монстром бытовой техники женщина с обнаженной грудью.
Ричард Гамильтон с 1964 г. выставлял свои поп-артовские произведения не только в в Лондоне, но и в Нью-Йорке, Милане, Касселе, Берлине. Лондонская галерея Тейт (1970) устроила первую ретроспективную выставку его творчества. Экспонировались 170 произведений: от карандашных набросков (иллюстрации к роману Джойса "Улисс") до 12 этюдов, стилизованно изображающих популярных манекенщиц средствами коллажа, эмали и косметики (цикл "Клише мод", 1969). Наиболее известные произведения Гамильтона: "Интерьер II" (1964), "Уитли Бэй" (1965), "Я мечтаю о белом Рождестве" (1967).
Ф. Арман. Мелкий городской мусор. 1959
Xристо. Стена Марка Аврелия. 1973
Поп-арт получил распространение и во Франции (Ф. Арман, Н. де Сен-Фаль). Фернандес Арман (1928-2005) начал создавать свои "аккумуляции" в конце 50-х. Это масштабные сооружения из всевозможных бытовых предметов. Одно из самых известных его произведений - 20-метровая скульптура из 60 исковерканных машин, залитых бетоном ("Долговременная стоянка"). Скульптор Сезар в 1950-е создавал композиции из сварных металлических фигур, позже элементами его композиций стали корпуса автомобилей, найденных на свалке.
В Германии стал развиваться национальный немецкий вид поп-арта - гешталыпформ, в Италии и Франции - неофигуративизм. Их представители включали в свои композиции эротику, а иногда и острые социальные проблемы.
Поп-арт проник в лучшие выставочные залы Италии, Франции, Австрии, Швейцарии и даже в залы Королевской академии в Лондоне.
Болгарский художник Христо (р. 1935) разработал концепцию эмбаллажа ("emballage"), он экспонировал бытовые предметы, завернутые в пластиковую пленку или в холст, которые перетягивались веревкой, а также демонстрировал упакованные здания (берлинский Рейхстаг, 1995 г.).