Лекция 6. ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности берестяных грамот как исторического источника;

• особенности эпистолографии как жанра;

• основные памятники русской эпистолографии Средневековья и раннего Нового времени;

уметь

• читать оригинальный текст берестяной грамоты;

• применять методы анализа нарративных источников к эпистолографическим памятникам;

• извлекать информацию об исторических событиях и процессах из памятников эпистолографии;

владеть

• методами датировки и атрибуции эпистолярных памятников;

• основами выявления мифологем и литературных топосов в нарративных источниках;

• основами верификации сведений эпистолярных памятников.

Ключевые термины и понятия: берестяные грамоты, эпистолография, послания полемические и публицистические, государевы послания, Азбучный письмовник, переписка Ивана Грозного и князя Курбского.

Берестяные грамоты

Берестяные грамоты – это документы текущего частного делопроизводства и эпистолярные памятники (личная переписка) XI–XV вв., отличительной особенностью которых является материал носителя. Они написаны на коре березы – бересте. Благодаря хорошей сохранности древесины в мокрой почве берестяные грамоты могут быть обнаружены в ходе раскопок древнерусских городов.

Первая берестяная грамота была найдена в Великом Новгороде 26 июля 1951 г. па Неревском раскопе сотрудницей экспедиции московского профессора Артемия Владимировича Арциховского (1902–1978) Ниной Федоровной Акуловой. С тех пор в разных городах найдено более 1000 текстов на бересте. В основном их находят при раскопках на Северо-Западе России, где мокрая болотистая почва позволяет бересте сохраняться в земле много столетий. В других регионах находок меньше. К 2012 г. обнаружено 1050 грамот в Великом Новгороде, 45 – в Старой Русе, 19 – в Торжке, 15 – в Смоленске, 8 – в Пскове, 5 – в Твери, 3 – в Москве, по 1 – в Рязани, Нижнем Новгороде, Витебске, Мстиславле.

Выбор бересты в качестве материала для письма был обусловлен ее дешевизной. Бумага и пергамен оказывались слишком дорогими для повседневного обихода; на них писались официальные тексты. Между тем, была потребность в повседневных деловых записках (купцы фиксировали данные о товаре, сборщики налогов – данные о податях, судьи –заметки по следствию и судопроизводству, ремесленники – сведения о заказах и т.д.).

Кроме того, как свидетельствуют берестяные грамоты, древнерусские люди интенсивно общались друг с другом: писали личные письма, в том числе и любовные, деловые, поучительные от родителей к детям и т.д. Была потребность и в материале для обучения письму, учебных "тетрадях", заметках "для памяти" и т.д. Береста для этого подходила идеально: ее было много, ее можно было легко добывать, для писания на ней не нужны чернила, только тонкая острая палочка (писало) из металла или кости, т.е. технология была удешевлена до предела. Единственным недостатком бересты была сравнительно малая площадь берестяного "листа". Изготовление заготовок для объемных текстов или для книги из берестяных листов было делом реальным, но трудоемким, поэтому основной массив дошедших до нас грамот написан на полосках бересты шириной 10–15 см и высотой 3–10 см. Для вышеописанных повседневных деловых нужд и обмена краткими частными письмами этого хватало. Однако в XV в. появившаяся на Руси дешевая бумага быстро вытесняет бересту как материал для письма.

Текст берестяных грамот процарапывался острым писалом на внутренней (небелой) стороне коры. Слова писали подряд, без разбивки, в строку. В связи с этим при изучении берестяных грамот надо сначала прочесть текст и разбить его на слова. Эго бывает сложно, потому что практически все найденные берестяные грамоты – это документы и послания, выброшенные за ненадобностью, выкинутые просто под ноги, на улицу (в одном из новгородских памятников церковного права есть вопрос: "Нет ли греха в том, что ноги ходят по валяющимся на дороге грамотам?"), при этом грамоту могли порвать, порезать и т.д. Многие грамоты, найденные сегодня, являются отрывками, буквально обрывками целых документов и писем. В земле берестяные грамоты сохраняются, как правило, в виде свитка. Береста, засыхая, сворачивается в трубку, что ведет к сгибам и частичной утрате текста, поэтому восстановление текста грамоты – всегда сложная научная задача.

Как и любой источник, берестяную грамоту надо в первую очередь датировать, основываясь на археологии. Грамота датируется по определению времени культурного слоя, из которого ее извлекли. В большинстве городов, кроме Новгорода, грамоты датированы с точностью до половины века. В Великом Новгороде сохранились деревянные мостовые. Следовательно, можно сделать спил дерева (бревна) и обнаружить годовые кольца, которые есть у каждого дерева. Ученые установили, что эти кольца индивидуальны, и их толщину и конфигурацию можно привязать к конкретному году. Такой способ называется методом дендрохронологии. Археологом Борисом Александровичем Колчиным (1914–1984) были разработаны дендрохронологические шкалы Восточной Европы с 788 по 1970 г. С их помощью можно датировать берестяную грамоту, "подобранную" археологом на средневековой мостовой, с точностью до года.

Метод дендрохронологии был дополнен разработанной академиком Андреем Анатольевичем Зализняком (род. 1935) методикой датировки грамот по палеографическим признакам, характерным лингвистическим оборотам и этикетным формулам. Сегодня благодаря сочетанию разных научных подходов берестяные грамоты – один из наиболее надежно датированных исторических источников. Наиболее древней считается берестяная грамота № 90 (фрагмент долговой расписки), относящаяся к 1050–1075 гг., а самыми поздними – новгородская грамота № 495 (долговой список со Славенского раскопа) и московская грамота № 1, датируемые второй половиной XV в.

По содержанию грамоты можно классифицировать следующим образом.

1. Частные деловые записи, часто чернового характера: долговые записи (грамоты № 8, 90, 246, 526), записи по денежным делам (грамоты № 375, 440, 617, 677, 813 и др.), грамоты о поборах (№ 7, 99, 136, 196), товарах (№ 68, 165, 436, 437), грамоты по ремесленным делам (например, № 3 – о варке пива, № 21 – о вытканном холсте), хозяйственные распоряжения (№ 17 – 0 начале сева, № 22, 23, 195 – о зерне, № 32 – о присылке соли, № 53 – 0 покупке пожни, № 142 – о покупке села и т.д.).

2. Грамоты, в разной степени касающиеся вопросов судопроизводства, исков, санкций (№ 14, 26, 30, 67, 112, 135, 140, 235, 238 и др.), различные челобитные (№ 34, 41, 97, 180, 182, 183, 248, 249 и др.). Данные грамоты составляют значительный массив.

3. Личная переписка, касающаяся частной жизни (№ 9 – жалоба прогнанной мужем жены, № 521 – любовный заговор, № 687 – об отдаче ребенка в обучение грамоте, № 747 – письмо от матери к Мирославу, № 748 – письмо девушки о выдаче ее замуж, № 752 – любовное письмо, № 931 – к Семену от жены и др.).

4. Учебные тексты (№ 46, 74, 576, 591, 778 – фрагменты азбуки, № 199–210 – знаменитые "тетради" и рисунки мальчика Онфима, учившегося грамоте).

5. Различные заговоры (№ 715, 930 – против лихорадки и др.) и церковные тексты (№ 128, 329, 419, 727, 884, 887 и др. – фрагменты молитв и церковных песнопений, видимо, что-то вроде "шпаргалок" при церковных службах, № 504, 506, 523, 541, 551, 555, 595 и др. – списки церковного поминания разных лиц и заказов на иконы).

6. Ярлычки – бирки на предметах с надписью о владельце (№ 12, 58, 127, 498, 499 и др.).

7. Редко встречающиеся политические документы (например, № 636 – донесение о сборе войска в Полоцке).

Берестяные грамоты являются ценным источником прежде всего при изучении повседневной жизни Северо-Западных земель средневековой Руси (в первую очередь Великого Новгорода). Этот источник уникален, потому

что имеет неофициальное происхождение, не предназначался для потомков и поэтому отражает реалии повседневной истории русского средневекового социума.