Эпикуреизм
Эпикуреизм – философское направление, названное но имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99–55 гг. до н.э.), поэма которого "О природе вещей" является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.
Эпикур (Epicurus)
Биографические сведения. Время жизни – 342/341–270/271 гг. до н.э. Родился на о. Самос в семье афинского переселенца, учителя. С 14 лет начал активно заниматься наукой и философией. В 18 лет приехал в Афины, затем переехал в Малую Азию.
В 307 г. до н.э. вернулся в Афины и основал школу "Сад Эпикура". На воротах школы была надпись: "Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо наслаждение".
Девизом Эпикура было: "Проживи незаметно!"
Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на свое философское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите, впрочем, как и о многих других философах.
Основные труды. Эпикур написал около 300 книг, но сохранилось лишь несколько писем и фрагментов. В основном учение Эпикура известно по поэме Лукреция "О природе вещей".
Философские воззрения. Главная цель философии – достижение счастья.
Классификация паук. Эпикур делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура – канонику) и этику. "Без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения", – говорил Эпикур, отсюда необходимость изучения природы.
Физика. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Количество атомов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозримо. Атомы различаются не только по форме, размерам и положению (как это было у Демокрита), но еще и по весу. Пустота бесконечна, но она не одинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз.
Эпикура не устраивает фатализм Демокрита, следующий из тезиса о причинной обусловленности всех явлений (детерминизм). Чтобы обосновать возможность свободы воли у человека, Эпикур допускает, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, а это приводит к столкновениям атомов и порождает случайность (индетерминизм).
Все существующие в мире вещи возникают и разрушаются, но атомы вечны и неизменны.
Количество миров бесконечно, одни из них сходны с нашим, другие – нет.
Гносеология (каноника). От всех вещей постоянно идет истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и вызывают ощущения.
Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа "разлита" по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Память есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мысленном сравнении одного образа с другими. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остается общее – именно так образуются понятия.
Атеизм. Эпикур не отрицал существование богов, но утверждал, что они существуют в межмировом пространстве, где наслаждаются блаженством и не вмешиваются в дела людей, так как любое вмешательство нарушило бы их безмятежное состояние. Вера в богов возникла из-за страха человека перед непонятными ему силами природы и неумения объяснить их, кроме того – из-за страха перед наказанием в загробном мире. Знание подлинного устройства мира, природы богов и того, что душа смертна, позволяет обойтись без религии.
Этика. Высшее благо в жизни – наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственные удовольствия!). Лучшее средство для этого – самоустраниться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, максимальная независимость от внешних условий, отказ от не необходимых желаний. Желания делятся на несколько категорий (табл. 28).
Таблица 28
Виды желаний и должное отношение к ним
Виды желаний |
Примеры |
Должное отношение |
Естественные и необходимые |
Простая еда, питье, одежда и т.п. Дружба, занятия науками |
Необходимо удовлетворять |
Естественные, но не необходимые |
Половая жизнь |
Удовлетворять умеренно |
Не естественные и не необходимые |
Предметы роскоши, изысканная еда и т.п. Почет, слава |
Полный отказ |
Судьба эпикуреизма. К концу эпохи эллинизма влияние эпикуреизма серьезно упало: он оказался вытесненным его главным соперником – стоицизмом. Интерес к этическому учению эпикуреизма снова появляется в эпоху Возрождения (Лоренцо Валло, Монтень), а в XVII–XVIII вв. он получает широкое распространение среди французских просветителей (Гассенди, Дидро, Ламtтри, Гольбах и др.). Это было связано не только с тем, что атомизм стал основой физики Ньютона, но и с проявлением интереса к гносеологии, этике и атеизму Эпикура.