Энциклопедия философских наук Гегеля
Георг Гегель – крупнейший немецкий философ. Основные разделы гегелевской философской системы: логика, философия природы и философия духа, к последней примыкает философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Гегель энциклопедичен в прямом смысле этого слова. Он исходит из принципа тождества мышления и бытия. Однако этот принцип позволяет Гегелю встать на путь историзма и рассмотреть логические категории как содержательные понятия. Философия тождества – один из столпов гегельянства. Ведущей идеей и одновременно связующим звеном между гегелевской диалектикой и его философией тождества является гераклитова доктрина единства противоположностей. Гегель придает большое значение истории и историческому. Что касается диалектического метода, корни которого можно найти у Канта, Фихте и Шеллинга, его необходимость для Гегеля – вне сомнения.
Метод основывается на допущении периодической повторяемости в историческом развитии. В частности, развитие досократовской философии следует этому образцу. Гегель развил этот метод до обоснования принципа историзма. В таком виде диалектическое движение развертывается благодаря противопоставлению противоположных начал и идет к некоему позитивному синтезу. Гегель показывает, как шла история, чтобы пройти через различные стадии на основе принципа триады. "Не требуется объяснять, что это было возможно только путем искажения фактов, – отмечает Б. Рассел. – Одно дело – признать идеальный образец исторических событий, но совершенно другое – выводить историю из абстрактного принципа. Критика Шеллинга диалектических несуразностей Гегеля может быть приложена к этому насилию над историей так же, как и гегелевской философии природы".
Диалектический метод, по мнению Б. Рассела, каким-то образом напоминает о сократовском стремлении постичь смысл Добра. С этим перекликается то, что Гегель называет Абсолютной Идеей. Подобно сократовской диалектике, которая, опровергая разные гипотезы, ведет в конечном счете к пониманию Добра, гегелевская диалектика ведет в конечном счете к Абсолютной Идее. Этот процесс ("хорошо или плохо") объясняется в "Логике". Следует помнить, что логика для Гегеля – это синоним метафизики. Так, под этим наименованием мы обнаруживаем объяснение категорий, выведенных друг из друга методом диалектической прогрессии (тезис, антитезис и синтез). Это учение, очевидно, вдохновлено кантовской схемой категорий; и здесь категория единства является как бы отправным пунктом всего дальнейшего. Отсюда Гегель движется своим путем и создает длинную и несколько спорную цепь категорий, пока не достигает Абсолютной Идеи. Здесь он делает полный оборот и вновь возвращается к единству. До некоторой степени Гегель рассматривает такое движение как гарантию законченности и обоснованности свершившегося. Фактически Абсолютная Идея оказывается высшим примером единства, в котором поглощены все различия.
Что касается диалектического процесса, который ведет к Абсолюту, Гегель стремится помочь нам получить более полное представление об этом трудном понятии. Объяснить это простым языком выше сил Гегеля и, без сомнения, любого другого. По Гегель опирается на один из тех поразительных приемов, которыми изобилуют его произведения. Он противопоставляет тех, чье представление об Абсолюте не допускает его диалектического развертывания, другим, которые признают развертывание. Гегель сравнивает это с молитвой, которая имеет для ребенка и для взрослого человека далеко не одинаковое значение. Оба повторяют одни и те же слова, но для ребенка они имеют не намного больше смысла, чем какой-то шум, тогда как у взрослого человека эти слова дадут ощущение от прожитого.
Таким образом, диалектический принцип провозглашает Абсолют, который завершает свое развертывание, – это единственная реальность. Именно в этом, по мнению Рассела, на Гегеля оказал влияние Б. Спиноза. Отсюда следует, что никакая часть целого не обладает жизнеспособностью, реальностью или значением сама по себе. Она может быть значимой, только если связана со всем целым. Единственное предположение, которое можно сделать, что Абсолютная Идея реальна. Только целое истинно. Все частичное может быть истинным только частично. Что касается определения Абсолютной Идеи, то понять, что оно означает, не очень просто. "Это метафизическое откровение, – пишет Б. Рассел, – некоторым образом согласуется с аристотелевским Богом, отчужденной и незнакомой сущностью, погруженной в собственные мысли. В некоторых других отношениях оно напоминает Бога у Спинозы, который отождествлен с природой. Как и Спиноза, Гегель отвергает любую форму дуализма. Вслед за Фихте он начинает с умопостигаемого, и, следовательно, рассуждает в терминах идеи". Эта общая метафизическая теория, по Гегелю, применима к истории. Именно из истории Гегель почерпнул свой диалектический принцип. Оказывается, считает философ, что история достигла своей конечной стадии в прусском государстве времен Гегеля.
Подобный способ доказательства приводит к тому, что Гегель высказывается в пользу государства, организованного по тоталитарному образцу. Более того, развитие духа в истории – задача немцев, поскольку они одни поняли универсальный характер свободы. Диалектический метод вдохновлен еще одним соображением, полученным из наблюдений над историей. Этот метод подчеркивает борьбу между противоположными силами. Как и Гераклит, Гегель высоко ценит противоречия и борьбу. Он заходит настолько далеко, что утверждает, будто война имеет моральное превосходство перед миром. Если у нации нет врага, против которого она должна бороться, она становится нравственно несостоятельной и разлагается. Очевидно, Гегель думает об изречении Гераклита, что война – отец всего.
Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в.
Итак, первая половина XIX в. прошла под знаком творчества классиков немецкого идеализма, продолжателей и в то же время критиков И. Канта. Однако к середине столетия обнаружился кризис традиционной формы философского знания. Он был связан со многими историческими событиями. Французская революция (1789–1794) пробудила историю от долгой спячки и апатии. Оказалось, что историческое развитие обнаруживает весьма сложный и противоречивый характер. Кроме того, Европа стала знакомиться более основательно с другими культурами, которые существуют в мире. Возникло новое направление в познании истории – культурфилософия. Этот термин был введен романтиком Адамом Мюллером (1779–1829). Классическое понимание культуры базировалось на философии истории. Если рассматривать культуру как развертывание человеческих сущностных сил, то где, как не в социальной динамике, следует искать результаты этой активности. Общественная, особенно интеллектуальная, духовная жизнь предлагает впечатляющие иллюстрации культурной практики.
Немецкий философ Вильгельм Виндельбанд (1848– 1915), оценивая роль философии в немецкой духовной жизни XIX столетия, отмечал: "Мы вправе видеть во все времена благороднейшую задачу философии в том, что она формирует самосознание развивающейся культурной жизни... Именно поэтому значение философских систем кроется в конечном счете не в преходящих формулах понятий, а в том содержании жизни, которая находит в них свое отражение". Вера в то, что в истории действует разум, была основным убеждением гегельянства. Но проверка, которой подвергли судьбы Германии в течение десятилетий с 1830 до 1850 г. эту веру, была слишком трудна: вера в конце концов сломалась под ее тяжестью, и элементы, которые так искусно соединил в систему Гегель, распалась.
Наряду с глубоким разнообразием религиозных, политических и социальных движений, которые развили в своей теории моменты из распадающегося гегельянства, одновременно развивается идея национального государства.
Правда, идея национального единства принимала при этом разную окраску и разные оттенки. С одной стороны, она явилась в романтическо-религиозном свете, с другой – в рационалистическом и демократическом освещении. На этом внутреннем расколе, на этом расхождении на два разделенных, враждующих друг с другом потока духовной жизни основывалась тогда в последней инстанции неспособность национальной идеи осуществиться политически.