Введение

Одним из важных недостатков многих современных учебников по основам менеджмента является дублирование смежных курсов учебного плана. В качестве отдельных глав обычно включают управление персоналом, стратегический менеджмент, организационное поведение и другие. В результате у слушателей и студентов создается впечатление, что они освоили полный комплекс всех проблем менеджмента. Возникает скептическое отношение к последующим дисциплинам, которые предназначены углублять и конкретизировать знания по различным его аспектам, опираясь на освоенные основы менеджмента. Нарушается системность в понимании проблематики менеджмента.

Наука менеджмента, как и другие науки, развивается в направлении дифференциации знаний по отдельным ее проблемам. Это требует оформления фундаментальных основ науки, которые должны играть интегрирующую роль во всей системе знаний в области менеджмента. Они должны создавать предпосылки освоения других дисциплин, не дублируя их. Это и является главной задачей данного курса "Менеджмент".

В учебнике сделана попытка сформировать курс "Менеджмент" именно в таком его назначении. В соответствии с этим построена и структура курса, и расставлены соответствующие акценты, и реализована логика подачи знаний, и выделены положения фундаментального характера.

Главными в структуре учебника поставлены проблемы природы и генезиса менеджмента, создания коммуникаций в организации, построения технологии менеджмента, формирования человеческого капитала в менеджменте, моделирования менеджмента будущего. Конечно, в рамках этой проблематики даются традиционные знания о структуре и функциях менеджмента, разработке управленческих решений и др. Но эти темы рассматриваются лишь как постановочные перед изучением специальных дисциплин и помогающие понять объективные закономерности менеджмента.

Одной из особенностей учебника является методика построения и реализации концепции основ менеджмента. Ее главные черты – строгость определений и формулировок, богатство визуального материала и, что очень важно, не демонстрационного, а аналитического характера, возможность превращения в компьютерную программу обучения.

Учебник отражает, и это тоже его особенность, современный взгляд на менеджмент, содержит акценты на тех положениях, которые являются наиболее актуальными сегодня и в практике, и в науке менеджмента. Большое внимание уделяется также, и не только в последней главе, динамике изменений в менеджменте, тенденциям его развития, представлениям о его будущем.

Все положения, излагаемые в учебнике, соответствуют составу и содержанию компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО).

В совокупности с другими дисциплинами профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина "Менеджмент" и данный учебник обеспечивают формирование профессиональных компетенций бакалавра.

Главными из них являются.

В организационно-управленческой деятельности:

– знание и научное понимание концепции менеджмента;

– знание тенденций социально-экономического развития организации;

– умение организовать совместную деятельность и мотивировать ее эффективность;

– умение использовать современные технологии менеджмента при разработке управленческих решений;

– готовность к разрешению конфликтных и кризисных ситуаций;

– готовность к инновационным преобразованиям в развитии организации;

– способность к самообразованию и повышению уровня своих компетенций;

– способность рационально распределять и использовать ресурсы;

– владение техникой организации личной деятельности;

– владение приемами социально-психологического регулирования совместной деятельности людей, созданием благоприятной социально-психологической обстановки.

В информационно-аналитической деятельности:

– знание принципов рационального информационного обеспечения управления;

– умение поиска и аналитического использования информации;

– умение использования компьютерных программ анализа ситуаций и разработки управленческих решений;

– готовность к формированию аналитических групп и регулированию их деятельности;

– способность оценивать перспективную эффективность аналитической работы.

В области предпринимательской деятельности:

– готовность к оправданному и рассчитанному риску;

– умение разрабатывать бизнес-план;

– способность оценивать и анализировать конкурентные преимущества организации.

– способность разрабатывать инвестиционные проекты.

В систематизированном виде весь материал учебника представлен в логической схеме, отражающей динамику мысли, последовательность рассмотрения проблем и многоаспектность их постановки. Главными подходами в построении концепции данного учебника являются следующие (схема В.1).

1. Парадигма деятельностного подхода к пониманию сущности и содержания менеджмента. Деятельность человека определяет потребность и необходимость в управлении, а приоритеты экономических ценностей рождают тип управления – менеджмент.

2. Многие вопросы проблемного характера, которые, по мнению автора, способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления. Это важные функции и назначение современного учебника.

3. Сделана попытка органичного включения новых идей в систему традиционных и сложившихся представлений. Это можно видеть в главах и параграфах: латентный менеджмент, контролинг, креативный потенциал, фактор времени и др.

4. Особое внимание обращено на логику презентации знаний, движение мысли от общего к конкретному и частному, последовательность и комбинацию тем, четкость определений и формулировок.

Схема В.1. Основные черты и особенности учебника "Менеджмент"

5. Важной особенностью логического построения учебного материала является стремление к максимальной завершенности знаний по принципам их генезиса.

6. Учебник содержит много схематического материала, позволяющего в систематизированном виде воспринимать предлагаемые знания. Визуализированные представления лучше запоминаются и усваиваются, могут выполнять роль опорного конспекта, лучшим образом заполняют долгосрочную память.

7. Все эти особенности способствуют ориентации на формирование компьютерных программ обучения. Автор старался изложить материал в виде сценария компьютерной обучающей программы.

При этом основные положения, излагаемые в учебнике, соответствуют дидактическим единицам государственного образовательного стандарта.

Учебник может быть использован как студентами, так и аспирантами, преподавателями и практическими работниками.

Методические рекомендации по использованию учебника в учебном процессе, самообразовании и в качестве справочного пособия

Данный учебник имеет многоцелевое и многофункциональное назначение. Его можно использовать в учебном процессе, предполагающем последовательное получение и углубление знаний. Реализации этого назначения способствует логика построения материала, общеконцептуальный подход к организации знаний, методика актуализации и закрепления знаний, понятийного аппарата и акцентирование внимания на ключевых положениях, определяющих конструкционную основу концепции. Этому способствуют аналитический стиль изложения, многочисленные схемы, сочетание и соотношение общетеоретического и конкретно-практического знания, распределение этого сочетания по разным частям и главам.

В соответствии с таким принципом построения учебника предполагается каждую тему обсуждать в аудитории, опираясь на здравый смысл и уже имеющиеся знания по другим учебным дисциплинам. Для этого предназначена рубрика "Давайте задумаемся". Использование поставленных в ней вопросов для обсуждения позволяет понять практические и научные проблемы, лежащие в основе темы занятия, и увидеть, что для их понимания и разрешения, для их идентификации необходимы специальные и достаточно глубокие знания. Такой подход является хорошей мотивацией восприятия знаний и показывает их практическую значимость.

Далее учебник включает содержательный материал в виде понятий, концептуальных и научных положений, объяснений. Эта часть насыщена множеством схем, которые играют важную роль в восприятии знаний. Они показывают их логику и целостность, связи различных положений и тем самым углубляют понимание и формируют системное мышление. Кроме этого, в некоторых главах представлены схемы в виде дополнительного материала для самостоятельного размышления и анализа.

Важной особенностью является включение в текст учебника проблемных суждений, которые показывают неоднозначность многих положений, различные позиции в их понимании и оценке, которые заставляют искать новые аргументы в подтверждении истинности и тем самым развивают диалектическое и творческое мышление.

В заключительной части глав даются тесты для проверки знаний. Они построены не по принципу выбора правильного ответа, а по принципу определения наиболее удачного ответа, наиболее близкого к истине, как ее понял и оценил обучающийся. Критерий и уровень оценки могут задаваться преподавателем.

Ценность предлагаемых тестов, помимо прочего, заключается и в том, что они показывают, что но одной и той же проблеме, по одному и тому же суждению или вопросу может быть множество суждений или ответов, внешне кажущихся правильными, но отличающихся подходами, ракурсами понимания, типом мышления и методами использования знаний. Кроме того, предлагаемые тесты способствуют развитию аналитического и творческого мышления, которое всегда включается в ситуациях выбора. Они дисциплинируют методологию мышления, заставляя выбирать и ставить сначала критерий оценки, а потом суждение. В жизни не существует правильных и неправильных ответов. Есть удачные и неудачные, эффективные или неэффективные решения. Пониманию этого положения и способствуют в определенной мере предлагаемые тесты.

В заключительной части каждой главы даются также практические рекомендации, которые подводят итог рассуждений и раскрывают практическое значение полученных знаний. Они формулируются в виде практических идей и рекомендаций (ПИР).

Такое построение учебника имеет большое значение и в реализации целей самообразования. Технология освоения курса менеджмента строится по схеме: от общего – к конкретному, от конкретного – к обобщению на основе практических критериев использования знаний.

Работая самостоятельно с учебником, можно получить ценную информацию о различных подходах к пониманию тех или иных положений, составе категорий курса "Менеджмент", перспективных идеях развития науки и практики менеджмента. Это способствует пополнению знаний и развитию прогностических навыков.

Для самообразования очень важна систематизация знаний. Ведь только в систематизированном виде они могут эффективно использоваться в решении практических проблем.

Данное издание разработано таким образом, что может использоваться как справочное пособие. Для этого дастся логическая схема построения всей концепции и развернутое квантифицированное ОГЛАВЛЕНИЕ всех частей, глав и параграфов, позволяющее без особых усилий находить необходимые материалы (схема В.2).

Схема В.2. Методология и тенденция развития учебного материала

Важную роль в справочном назначении издания играет также выделение ключевых понятий и положений, практических идей и рекомендаций, а также представление терминологии концепции менеджмента.