Эндаумент-фонд как форма поддержки образовательных учреждений

Университеты США уделяют большое внимание работе по сбору пожертвований. Количество сотрудников, занятых привлечением пожертвований, зачастую исчисляется сотнями человек, работающими с корпоративными донорами, благотворительными фондами, крупными жертвователями, физическими лицами и т.д. Подобная специализация позволяет сосредоточиться на целевой группе жертвователей и получать высокие результаты. В США используется градация эндаументов по совокупному объему накопленных средств: на "мега", "очень большие", "большие", "средние", "малые", "совсем малые". Согласно данной классификации, в группу "мега-эндаументов" включают те фонды, чьи размеры превышают 5 млрд долл. Лишь 20 университетов США обладают мега-эндаументами[1]. Данные об объемах крупнейших эндаумент-фондов американских вузов представлены в табл. 2.7.

Таблица 2.7

20 крупнейших эндаумент-фондов вузов США за 2012–2013 гг.

п/п

Наименование

университета

Штат

Размер эндаумент-фондов, тыс. долл. США

2013

2012

1.

Harvard University

Массачусетс

32 334 293

30 435 375

2.

Yale University

Коннектикут

20 780 000

19 345 000

3.

University of Texas System

Техас

20 448 313

18 263 850

4.

Stanford Univeisity

Калифорния

18 688 868

17 035 804

5.

Princeton Univeisity

Нью-Джерси

18 200 433

16 954 128

6.

Massachusetts Institute of Technology

Массачусетс

11 005 932

10 308 274

7.

Texas Λ & M University System and Foundations

Техас

8 732 010

7 638 555

8.

University of Michigan

Мичиган

8 382 311

7 691 042

9.

Columbia University

Нью-Йорк

8 197 880

7 654 152

10.

Northwestern University

Иллинойс

7 883 323

7 118 595

11.

University of Pennsylvania

Пенсильвания

7 741 396

6 754 658

12.

University of Notre Dame

Индиана

6 856 301

6 329 866

13.

University of Chicago

Иллинойс

6 668 974

6 570 875

14.

University of California

Калифорния

6 377 379

5 962 906

15.

Duke University

Северная Каролина

6 040 973

5 555 196

16.

Emory University

Джорджия

5 816 046

5 461 158

17.

Washington University in St. Louis

Миссури

5 651 860

5 225 992

18.

Cornell University

Нью-Йорк

5 272 228

4 946 954

19.

University of Virginia

Вирджиния

5 166 660

4 788 852

20.

Rice University

Техас

4 836 728

4 418 595

Согласно данным ежегодного отчета Voluntary support of education (2012), общий объем пожертвований, собранных американскими университетами в 2012 г., составил 31 млрд долл., из которых чуть менее трети (9,15 млрд долл, или 29%) поступило из различных фондов (см. рис. 2.1)[2].

Рис. 2.1. Распределение пожертвований вузам США по категориям доноров за 2012 г.

В категорию "Физические лица – не выпускники" включаются:

– родители выпускников;

– иные родственники выпускников (дедушки, бабушки);

– прочие физические лица, не являющиеся родственниками выпускников.

Обобщенные данные об объемах пожертвований, собранных американскими вузами за 2011–2012 гг., представлены в табл. 2.8.

Таблица 2.8

Объемы пожертвований, собранных вузами США в 2011–2012 гг., млн долл.

Категории доноров

2011

2012

объем

%

объем

%

Физические лица – выпускники

7800

25,7

7700

24,8

Физические лица, не являющиеся выпускниками

5650

18,6

5825

18,8

Корпорации

5020

16,6

5250

16,9

Фонды (благотворительные и пр.)

8675

28,6

9150

29,5

Религиозные организации

305

1,0

275

0,9

Прочие организации

2850

9,4

2800

9,0

Всего

30 300

100.0

31 000

100,0

Привлекаемые пожертвования идут на финансирование научных исследований, развитие материально-технической базы университетов, материальную помощь одаренным студентам, учреждение новых исследовательских кафедр и профессорских позиций. Необходимые расходы на формирование и сопровождение профессорских позиций могут быть однозначно определены, а получатели – легко персонифицируемы, их реальные научные достижения могут быть подвергнуты независимой экспертной оценке.

Пример

В Massachusetts Institute of Technology на поддержание существующей профессорской позиции необходимо 3 млн долл. США, а на открытие новой потребуется 5 млн долл. США средств эндаумент-фонда. Согласно политике MIT, на протяжении 3–5 лет профессорская позиция будет носить имя жертвователя.

Интерес к созданию профессорских позиций обоюдовыгоден. Вузы заинтересованы в привлечении финансирования из независимых источников, а доноры – в возможности постоянного упоминания их имени.

В табл. 2.9 представлена информация об американских университетах – лидерах по объему собранных пожертвований в 2013 финансовом году[3].

Таблица 2.9

Топ-10 вузов США по объему собранных пожертвований в 2013 г.

п/п

Наименование университета

Штат

Сумма пожертвований, млн долл. США

1.

Stanford University

Калифорния

931,57

2.

Harvard University

Массачусетс

792,26

3.

University of Southern California

Калифорния

674,51

4.

Columbia Univeisity

Нью-Йорк

646,66

5.

Johns Hopkins University

Мэриленд

518,57

6.

University of Pennsylvania

Пенсильвания

506,61

7.

Cornell University

Нью-Йорк

474,96

8.

New York University

Нью-Йорк

449,34

9.

Yale University

Коннектикут

444,17

10.

Duke University

Северная Каролина

423,66

Лучшим университетом но сбору пожертвований стал Stanford University, собравший в 2013 г. более 931 млн долл, благотворительной помощи, улучшив результат 2011 г. на 31%. В 2011 г. Stanford University закончил пятилетнюю кампанию The Stanford Challenge, в ходе которой удалось собрать запланированные 4,3 млрд долл.

Широкое распространение на Западе получила практика "встречного финансирования", или мэтчипг (от англ. matching – согласование, приведение в соответствие). Суть заключается в том, что донор, осуществляющий пожертвование, передаст некоммерческой организации 1 руб., а благотворитель, участвующий во встречном финансировании, увеличивает размер пожертвования в соответствии с объявленным коэффициентом участия (например, "1:1") и в результате жертвует дополнительный 1 руб. Таким образом, некоммерческая организация получает удвоенную сумму – 2 руб.

Встречное финансирование, мэтчинг (англ. matched f unding – софинансирование) – требование к организациям, получающим государственные (муниципальные) субсидии, привлекать определенную долю финансирования из частных фондов, других государственных (муниципальных) источников, бизнес-организаций или благотворительных фондов.

Во многих странах успешно действуют программы встречного финансирования. В случае если некоммерческой организации удается привлечь пожертвования от физических и юридических лиц, государство, участвуя во встречном финансировании, увеличивает объем привлеченных средств согласно установленным коэффициентам. Наибольшее распространение получила схема "1:1".

Пример

В Новой Зеландии была реализована программа A Partnerships for Excellence, направленная на создание университетов-лидеров, использующих коэффициент "1:1".

В Великобритании была завершена трехлетняя программа, в ходе которой стимул к привлечению пожертвований и формированию эндаумент-фондов получили небольшие университеты, ранее не уделявшие пристального внимания их развитию. Схожий результат отмечается и п Гонконге. Программа Matching grants scheme, запушенная еще в 2003 г., охватывает все вузы особого административного района Сянган (Гонконг) КНР. Для университетов Гонконга установлен максимальный и минимальный размеры пожертвований, которые должен собрать вуз, для того чтобы было осуществлено дополнительное встречное финансирование.

Следует отметить, что в американских вузах не все собранные пожертвования направляются в эндаумент-фонды. Большая часть благотворительной помощи имеет строго целевое назначение и соответствующие ограничения по использованию. Например, по решению вуза может быть сформирован фонд, функционирующий как эндаумент (квази-эндаумент, речь о котором шла выше).

Зарубежный опыт свидетельствует, что с помощью эндаумента доноры делают большие пожертвования некоммерческим организациям, чем в случае ежегодного дарения. Даже незначительное по размерам пожертвование может оказать влияние на дальнейшую судьбу некоммерческой организации, поскольку оно присоединяется к значительному пулу собранных денежных средств. Можно назвать это эффектом рычага.

Определим преимущества и недостатки формирования некоммерческой организацией собственного эндаумент-фонда (табл. 2.10).

Таблица 2.10

Преимущества и недостатки эндаумент-фонда для некоммерческой организации

Преимущества

Недостатки

Дополнительный источник финансирования деятельности некоммерческой организации

Затраты на формирование целевого капитала, управление и приумножение

Возможность долговременного использования

Положительный эффект от создания целевого капитала проявляется не сразу

Возможность приумножения полученных пожертвований за счет эффективного управления

Необходимость найма высококвалифицированных специалистов в различных областях (налогообложения, инвестиций, фандрайзинга)

Повышение финансовой стабильности некоммерческой организации

Требование отдельного бухгалтерского учета, в зависимости от балансовой стоимости имущества – ежегодного аудита

Повышение прозрачности деятельности некоммерческой организации

Необходимость внутренних организационных преобразований

Укрепление связей и контактов с жертвователями, усиление обратной связи с внешним миром

Установление прочных каналов взаимодействия с жертвователями требует дополнительных затрат (временных, материальных и т.п.)

Применительно к сфере образования можно выделить следующие специфические преимущества использования эндаумент-фондов:

– привлечение частных инвестиций в образование, поскольку эндаумент-фонды являются механизмом частно-государственного партнерства;

– налоговые льготы в отношении сумм пожертвований;

– большое количество программ пожертвований, позволяющих выбрать наиболее удобные для организации-донора формы;

– возможность создания именных стипендий, благотворительных программ и эндаумент-фондов, оказывающих финансовую поддержку студентам;

– в зависимости от суммы пожертвований – возможность приобрести статус "социально ответственной компании" за счет финансирования образовательного учреждения;

– для образовательного учреждения – возможность финансирования широкого перечня направлений: строительство/реконструкция объектов, инновационная деятельность, поощрения учащихся, гранты профессорско-преподавательскому составу, закупка необходимого оборудования и учебно-методических материалов и т.д.;

– удобный механизм сбора пожертвований и контроля за расходованием средств эндаумента;

– прозрачная и более понятная структура для жертвователей;

– за счет формирования и эффективного использования эндаумента образовательное учреждение может повысить свой профессиональный статус.