Эндаумент-фонд как форма поддержки образовательных учреждений
Университеты США уделяют большое внимание работе по сбору пожертвований. Количество сотрудников, занятых привлечением пожертвований, зачастую исчисляется сотнями человек, работающими с корпоративными донорами, благотворительными фондами, крупными жертвователями, физическими лицами и т.д. Подобная специализация позволяет сосредоточиться на целевой группе жертвователей и получать высокие результаты. В США используется градация эндаументов по совокупному объему накопленных средств: на "мега", "очень большие", "большие", "средние", "малые", "совсем малые". Согласно данной классификации, в группу "мега-эндаументов" включают те фонды, чьи размеры превышают 5 млрд долл. Лишь 20 университетов США обладают мега-эндаументами[1]. Данные об объемах крупнейших эндаумент-фондов американских вузов представлены в табл. 2.7.
Таблица 2.7
20 крупнейших эндаумент-фондов вузов США за 2012–2013 гг.
№ п/п |
Наименование университета |
Штат |
Размер эндаумент-фондов, тыс. долл. США |
|
2013 |
2012 |
|||
1. |
Harvard University |
Массачусетс |
32 334 293 |
30 435 375 |
2. |
Yale University |
Коннектикут |
20 780 000 |
19 345 000 |
3. |
University of Texas System |
Техас |
20 448 313 |
18 263 850 |
4. |
Stanford Univeisity |
Калифорния |
18 688 868 |
17 035 804 |
5. |
Princeton Univeisity |
Нью-Джерси |
18 200 433 |
16 954 128 |
6. |
Massachusetts Institute of Technology |
Массачусетс |
11 005 932 |
10 308 274 |
7. |
Texas Λ & M University System and Foundations |
Техас |
8 732 010 |
7 638 555 |
8. |
University of Michigan |
Мичиган |
8 382 311 |
7 691 042 |
9. |
Columbia University |
Нью-Йорк |
8 197 880 |
7 654 152 |
10. |
Northwestern University |
Иллинойс |
7 883 323 |
7 118 595 |
11. |
University of Pennsylvania |
Пенсильвания |
7 741 396 |
6 754 658 |
12. |
University of Notre Dame |
Индиана |
6 856 301 |
6 329 866 |
13. |
University of Chicago |
Иллинойс |
6 668 974 |
6 570 875 |
14. |
University of California |
Калифорния |
6 377 379 |
5 962 906 |
15. |
Duke University |
Северная Каролина |
6 040 973 |
5 555 196 |
16. |
Emory University |
Джорджия |
5 816 046 |
5 461 158 |
17. |
Washington University in St. Louis |
Миссури |
5 651 860 |
5 225 992 |
18. |
Cornell University |
Нью-Йорк |
5 272 228 |
4 946 954 |
19. |
University of Virginia |
Вирджиния |
5 166 660 |
4 788 852 |
20. |
Rice University |
Техас |
4 836 728 |
4 418 595 |
Согласно данным ежегодного отчета Voluntary support of education (2012), общий объем пожертвований, собранных американскими университетами в 2012 г., составил 31 млрд долл., из которых чуть менее трети (9,15 млрд долл, или 29%) поступило из различных фондов (см. рис. 2.1)[2].
Рис. 2.1. Распределение пожертвований вузам США по категориям доноров за 2012 г.
В категорию "Физические лица – не выпускники" включаются:
– родители выпускников;
– иные родственники выпускников (дедушки, бабушки);
– прочие физические лица, не являющиеся родственниками выпускников.
Обобщенные данные об объемах пожертвований, собранных американскими вузами за 2011–2012 гг., представлены в табл. 2.8.
Таблица 2.8
Объемы пожертвований, собранных вузами США в 2011–2012 гг., млн долл.
Категории доноров |
2011 |
2012 |
||
объем |
% |
объем |
% |
|
Физические лица – выпускники |
7800 |
25,7 |
7700 |
24,8 |
Физические лица, не являющиеся выпускниками |
5650 |
18,6 |
5825 |
18,8 |
Корпорации |
5020 |
16,6 |
5250 |
16,9 |
Фонды (благотворительные и пр.) |
8675 |
28,6 |
9150 |
29,5 |
Религиозные организации |
305 |
1,0 |
275 |
0,9 |
Прочие организации |
2850 |
9,4 |
2800 |
9,0 |
Всего |
30 300 |
100.0 |
31 000 |
100,0 |
Привлекаемые пожертвования идут на финансирование научных исследований, развитие материально-технической базы университетов, материальную помощь одаренным студентам, учреждение новых исследовательских кафедр и профессорских позиций. Необходимые расходы на формирование и сопровождение профессорских позиций могут быть однозначно определены, а получатели – легко персонифицируемы, их реальные научные достижения могут быть подвергнуты независимой экспертной оценке.
Пример
В Massachusetts Institute of Technology на поддержание существующей профессорской позиции необходимо 3 млн долл. США, а на открытие новой потребуется 5 млн долл. США средств эндаумент-фонда. Согласно политике MIT, на протяжении 3–5 лет профессорская позиция будет носить имя жертвователя.
Интерес к созданию профессорских позиций обоюдовыгоден. Вузы заинтересованы в привлечении финансирования из независимых источников, а доноры – в возможности постоянного упоминания их имени.
В табл. 2.9 представлена информация об американских университетах – лидерах по объему собранных пожертвований в 2013 финансовом году[3].
Таблица 2.9
Топ-10 вузов США по объему собранных пожертвований в 2013 г.
№ п/п |
Наименование университета |
Штат |
Сумма пожертвований, млн долл. США |
1. |
Stanford University |
Калифорния |
931,57 |
2. |
Harvard University |
Массачусетс |
792,26 |
3. |
University of Southern California |
Калифорния |
674,51 |
4. |
Columbia Univeisity |
Нью-Йорк |
646,66 |
5. |
Johns Hopkins University |
Мэриленд |
518,57 |
6. |
University of Pennsylvania |
Пенсильвания |
506,61 |
7. |
Cornell University |
Нью-Йорк |
474,96 |
8. |
New York University |
Нью-Йорк |
449,34 |
9. |
Yale University |
Коннектикут |
444,17 |
10. |
Duke University |
Северная Каролина |
423,66 |
Лучшим университетом но сбору пожертвований стал Stanford University, собравший в 2013 г. более 931 млн долл, благотворительной помощи, улучшив результат 2011 г. на 31%. В 2011 г. Stanford University закончил пятилетнюю кампанию The Stanford Challenge, в ходе которой удалось собрать запланированные 4,3 млрд долл.
Широкое распространение на Западе получила практика "встречного финансирования", или мэтчипг (от англ. matching – согласование, приведение в соответствие). Суть заключается в том, что донор, осуществляющий пожертвование, передаст некоммерческой организации 1 руб., а благотворитель, участвующий во встречном финансировании, увеличивает размер пожертвования в соответствии с объявленным коэффициентом участия (например, "1:1") и в результате жертвует дополнительный 1 руб. Таким образом, некоммерческая организация получает удвоенную сумму – 2 руб.
Встречное финансирование, мэтчинг (англ. matched f unding – софинансирование) – требование к организациям, получающим государственные (муниципальные) субсидии, привлекать определенную долю финансирования из частных фондов, других государственных (муниципальных) источников, бизнес-организаций или благотворительных фондов.
Во многих странах успешно действуют программы встречного финансирования. В случае если некоммерческой организации удается привлечь пожертвования от физических и юридических лиц, государство, участвуя во встречном финансировании, увеличивает объем привлеченных средств согласно установленным коэффициентам. Наибольшее распространение получила схема "1:1".
Пример
В Новой Зеландии была реализована программа A Partnerships for Excellence, направленная на создание университетов-лидеров, использующих коэффициент "1:1".
В Великобритании была завершена трехлетняя программа, в ходе которой стимул к привлечению пожертвований и формированию эндаумент-фондов получили небольшие университеты, ранее не уделявшие пристального внимания их развитию. Схожий результат отмечается и п Гонконге. Программа Matching grants scheme, запушенная еще в 2003 г., охватывает все вузы особого административного района Сянган (Гонконг) КНР. Для университетов Гонконга установлен максимальный и минимальный размеры пожертвований, которые должен собрать вуз, для того чтобы было осуществлено дополнительное встречное финансирование.
Следует отметить, что в американских вузах не все собранные пожертвования направляются в эндаумент-фонды. Большая часть благотворительной помощи имеет строго целевое назначение и соответствующие ограничения по использованию. Например, по решению вуза может быть сформирован фонд, функционирующий как эндаумент (квази-эндаумент, речь о котором шла выше).
Зарубежный опыт свидетельствует, что с помощью эндаумента доноры делают большие пожертвования некоммерческим организациям, чем в случае ежегодного дарения. Даже незначительное по размерам пожертвование может оказать влияние на дальнейшую судьбу некоммерческой организации, поскольку оно присоединяется к значительному пулу собранных денежных средств. Можно назвать это эффектом рычага.
Определим преимущества и недостатки формирования некоммерческой организацией собственного эндаумент-фонда (табл. 2.10).
Таблица 2.10
Преимущества и недостатки эндаумент-фонда для некоммерческой организации
Преимущества |
Недостатки |
Дополнительный источник финансирования деятельности некоммерческой организации |
Затраты на формирование целевого капитала, управление и приумножение |
Возможность долговременного использования |
Положительный эффект от создания целевого капитала проявляется не сразу |
Возможность приумножения полученных пожертвований за счет эффективного управления |
Необходимость найма высококвалифицированных специалистов в различных областях (налогообложения, инвестиций, фандрайзинга) |
Повышение финансовой стабильности некоммерческой организации |
Требование отдельного бухгалтерского учета, в зависимости от балансовой стоимости имущества – ежегодного аудита |
Повышение прозрачности деятельности некоммерческой организации |
Необходимость внутренних организационных преобразований |
Укрепление связей и контактов с жертвователями, усиление обратной связи с внешним миром |
Установление прочных каналов взаимодействия с жертвователями требует дополнительных затрат (временных, материальных и т.п.) |
Применительно к сфере образования можно выделить следующие специфические преимущества использования эндаумент-фондов:
– привлечение частных инвестиций в образование, поскольку эндаумент-фонды являются механизмом частно-государственного партнерства;
– налоговые льготы в отношении сумм пожертвований;
– большое количество программ пожертвований, позволяющих выбрать наиболее удобные для организации-донора формы;
– возможность создания именных стипендий, благотворительных программ и эндаумент-фондов, оказывающих финансовую поддержку студентам;
– в зависимости от суммы пожертвований – возможность приобрести статус "социально ответственной компании" за счет финансирования образовательного учреждения;
– для образовательного учреждения – возможность финансирования широкого перечня направлений: строительство/реконструкция объектов, инновационная деятельность, поощрения учащихся, гранты профессорско-преподавательскому составу, закупка необходимого оборудования и учебно-методических материалов и т.д.;
– удобный механизм сбора пожертвований и контроля за расходованием средств эндаумента;
– прозрачная и более понятная структура для жертвователей;
– за счет формирования и эффективного использования эндаумента образовательное учреждение может повысить свой профессиональный статус.