Эмпирическое знание и его природа
При всей близости содержания чувственного и эмпирического знания, благодаря различию их онтологии и качественному различию форм существования и представления этих видов знания (в одном случае - множество чувственных образов, в другом - эмпирических высказываний), между ними нет и не может быть отношения логической выводимости одного из другого. Это означает, во-первых, что эмпирическое знание неверно понимать как логическое обобщение данных наблюдения и эксперимента, во-вторых, данные наблюдения и эксперимента логически не выводимы из эмпирических высказываний. Между ними существуют другие типы отношений: моделирование (репрезентация) и интерпретация (реконструкция). Эмпирическое знание является понятийно-дискурсной моделью (репрезентацией) чувственного знания, а последнее - одной из форм интерпретации эмпирического знания.
Отношение логической выводимости имеет место внутри эмпирического знания. При этом последнее состоит из довольно сложной структуры. Первичный элемент эмпирического уровня знания - единичные высказывания (с квантором существования или без него). Это так называемые протокольные предложения, представляющие собой дискурсное оформление результатов единичных наблюдений. При составлении протоколов обычно фиксируются точное время и место наблюдения. При этом необходимо иметь в виду, что наука - это в высшей степени целенаправленная когнитивная деятельность. Наблюдения и эксперименты осуществляются в ней отнюдь не случайно или бессистемно, целенаправленно: для подтверждения или опровержения какой-то идеи или гипотезы. Поэтому говорить о "чистых", незаинтересованных, немотивированных какой-либо теорией наблюдениях (и, соответственно, протоколах наблюдения) в развитой науке не приходится. Для современной философии науки это аксиома. Вторым элементом структуры эмпирического уровня знания являются факты. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов. Факты - это общие утверждения статистического или универсального характера. Они фиксируют наличие некоторых свойств и отношений исследуемой предметной области и их количественную определенность. Символические представления этих свойств и отношений - графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели и т.д.
Третий элемент эмпирического уровня знания - эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т.д.). Научные законы - это фиксации особого вида отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Как и факты, эмпирические законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказываний с квантором общности: Ух(а(х)=>Ь(х)). ("Все тела при нагревании расширяются", "Все металлы - электропроводны", "Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам" и т.д.). Научные эмпирические законы (как и факты) есть результат обобщений: индукции через перечисление, элиминативной индукции, индукции как обратной дедукции, подтверждающей индукции. Поскольку индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является неоднозначным выводом и способно дать в заключении только предположительное, вероятное знание, постольку эмпирическое знание само по себе гипотетическое.
Наиболее общий вид эмпирического научного знания -так называемые феноменологические теории, представляющие собой логически организованное множество, систему эмпирических законов (феноменологическая термодинамика, небесная механика Кеплера и др.). Являясь высшей формой организации эмпирического знания, феноменологические теории по характеру своего происхождения и возможностям обоснования остаются гипотетическим, предположительным знанием. И это связано с тем, что индукция, т.е. обоснование общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимента), не имеет доказательной логической силы, в лучшем случае - только подтверждающую.
Эмпирическое знание есть категориальная структуризация чувственной реальности, представленная в том или ином аспекте и с различной степенью полноты. С точки зрения полноты эмпирическое знание беднее чувственного, поскольку представляет только часть его содержания. Эмпирический объект суть сторона, аспект чувственного объекта, а последний, в свою очередь, есть сторона "вещи в себе". Таким образом, эмпирическое знание - абстракция третьей ступени по отношению к миру "вещей в себе".
Различие между разными структурными единицами эмпирического знания имеет скорее количественный характер, нежели качественный. Они отличаются лишь степенью общности представления одного и того же содержания (знания о чувственно наблюдаемом). Отличие же эмпирического научного знания от теоретического является уже качественным, поскольку эти уровни научного знания относятся к существенно различным типам реальности (качественно разным видам онтологии).