Эмпирическое и теоретическое мышление

Мышление, направленное на реальные предметы, называется конкретным. Мы говорим исключительно о нильских крокодилах, и ни о каких других. Дальше этого объекта мысль не устремляется. Однако мышление может быть и абстрактным. Сначала речь шла конкретно о первой любви. Но вдруг сосед по парте придал дискуссии глубинное направление. "А что такое любовь вообще?" – спросил он, приглашая к разговору, а возможно, и спору. Все стали уточнять это понятие, попутно переключились на другие вопросы, которые имеют отвлеченный, т.е. философский, характер.

Конкретное и абстрактное мышление в реальности не разделены нерушимыми принципами. Человек легко переходит от конкретного предмета к абстракции, например от картины известного художника к изобразительному искусству вообще. В то же время, говоря об изобразительном искусстве в целом, он умышленно обращается и к конкретным произведениям, т.е. к реальным объектам.

Постоянные переходы мысли от конкретного к абстрактному и наоборот свидетельствуют о том, что сфера мышления меняет свой объем и ОГЛАВЛЕНИЕ. Способность мыслить может быть полноценной, ощутимой. Но в особых случаях, например перед лицом смертельной опасности или в минуты любовного опьянения, сфера мышления может совершенно исчезнуть, оставив человека наедине с самим собой. Не зря говорят: "Она совершенно потеряла голову..." Какой из этого следует вывод? Разум есть сознание в действии. Сознание реализует себя через мышление. Но сам по себе этот процесс неоднозначен. Мышление развертывает себя в разных формах и в разном объеме.

Нередко мышление пользуется абстракциями. Иначе говоря, мысль создает некое понятие, некий образ, в котором присутствуют общие признаки, но при этом исчезает конкретное. Например, если попросить человека вызвать в воображении животное, то он тотчас же представит его, и, наверное, это будет образ волка, медведя или лошади. Разумеется, можно пользоваться и конкретными образами. По ведь нужно обозначить нечто, общее для всех конкретных представителей животного царства. Мысль как бы отвлекается от возникших в воображении (в ответ на просьбу) конкретных представлений и создает общее понятие, которое наше воображение если и попытается как-то обозначить, то, вероятнее всего, создаст образ никогда не существовавшего в реальности вида животных, который вберет в себя черты самых разных живых существ. Этакое "чудище обло, озорно, стозевно и лаяй".

Абстракция обозначает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достичь научно объективного познания. Способность к абстрагированию появилась у человека не сразу. Мышление как феномен возникло около 30–40 тыс. лет назад. Однако оно стало обретать привычные для нас контуры лишь с середины первого тысячелетия до н.э. в Древней Греции.

Французский философ К. Леви-Строс в книге "Первобытное мышление" рассказывает об одной исследовательнице, которая, прибыв в африканское племя, захотела прежде всего изучить язык этих людей. В процессе изучения языка оказалось, что у последних, например не существовало понятия "растение", обобщающего все виды растущих цветов, деревьев, травы. Туземцы представили ей огромное количество ботанических образцов. Здесь каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребенок знают сотни видов растений. Но ведь, изучая чужой язык, мы опираемся и на общие понятия, а вот именно они-то и отсутствовали в языке, вызвав недоумение у исследовательницы[1].