Лекция 9. Эмоциональная и волевая сферы личности

Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека весьма разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни - отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Особая сфера человеческой деятельности - искусство - непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему, к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания, такие как неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.

Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой - особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

Таким образом, эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимости действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Говоря о переживаниях человека, как правило, используют два термина - "чувства" и "эмоции". В обыденной речи они часто используются как синонимы. Некоторые психологи также склонны отождествлять эмоции и чувства. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции - различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния. Например, швейцарский психолог Э. Клапаред писал: "Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются".

Согласно традициям отечественной психологии принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т.е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, позитивно относиться к ней, т.е. испытывать чувство удовлетворенности.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. В свою очередь, чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции, она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т.д. Таким образом, данный пример показывает, что, во-первых, эмоции и чувства - это не одно и то же и, во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством нетождественности эмоций и чувств является более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

Возникновение и проявление эмоций и чувств обусловлено сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Эмоциональные проявления определяются комплексом мозговых структур, входящих лимбическую систему мозга, которая связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией, расположенной в стволовых образованиях мозга и обеспечивающей энергетическую регуляцию деятельности коры. Исследователи обнаружили в подкорковых структурах, в гипоталамусе, особые образования, которые были названы центрами удовольствия, страдания, агрессии и успокоения.

Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга обеспечивает многоуровневость и многокомпонентность эмоциональных реакций, которые включают:

Физиологические компоненты эмоционального реагирования:

- вегетативно-соматические реакции, сопровождающие эмоциональные состояния. Отмечаются такие изменения, как расширение периферических сосудов и ускорение пульса в состоянии гнева и, наоборот, сжатие сосудов, замедление и ослабление пульса при переживании страха. Эмоциональные состояния сопровождаются изменениями темпа и ритма дыхания, размера зрачков, уровня кровяного давления, секреторной и моторной динамики желудочно-кишечного тракта, потоотделения, кожно-электрическими и электроэнцефалографическими изменениями. Связь эмоций с соматовегетативными реакциями была замечена очень давно и с тех времен широко используется в целях диагностики эмоционального состояния человека. Например, на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемых с помощью полиграфа, более известного под названием "детектор лжи";

- биохимические изменения. Вегетативная нервная система осуществляет регуляцию биохимической динамики организма двумя весьма различными, но взаимосвязанными компонентами - симпатическим и парасимпатическим. Деятельность симпатической нервной системы связана с выделением адреналиноподобных веществ. Симпатический нерв вызывает расширение зрачка, учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, задерживает деятельность кишечника, увеличивает ОГЛАВЛЕНИЕ сахара в крови, повышает мышечную работоспособность, ускоряет обмен веществ. Парасимпатический эффект, вызываемый другим веществом - ацетилхолином, характеризуется сужением зрачков, расширением сосудов, замедлением пульса и усилением перистальтики и секреции желудка, выделением обильного горячего пота, замедлением обмена веществ. Экспериментальные исследования показывают, что в состоянии страха возрастает концентрация адреналина при незначительном изменении содержания норадреналина, а в состоянии гневного раздражения или тревоги резко возрастает уровень обоих гормонов. Астенические же эмоции (грусть, тоска) сопровождались отчетливым снижением их уровня.

Экспрессивные компоненты эмоционального реагирования:

- выразительные движения всего тела - пантомимика. Пантомимические изменения в походке, осанке, жестах обычно возникают непроизвольно, как внешние проявления общего эмоционального состояния человека. Наиболее важным компонентом пантомимики является жест - выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на иллюстративные, поясняющие и выделяющие какую-либо мысль, и выразительные, выявляющие эмоциональное состояние человека. Некоторые виды жестов в процессе общественно-исторической практики людей приобрели определенное символическое значение. Например, сложенные в кольцо большой и указательный пальцы - жест "О'кей", означающий "все хорошо", понимается и используется представителями разных культур;

-движения лицевых мышц -мимика. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки базовых эмоций, выделив три зоны лица: область лба и бровей, область глаз и нижнюю часть лица. Например, в мимике страха брови подняты и сдвинуты, морщины только в центре лба; верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены; рот раскрыт, губы растянуты. Мимические проявления эмоций представляют собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, в большой степени зависящих от особенностей культуры, в которой воспитывается человек;

- вокализация: тембр голоса и интонация, звуковые средства экспрессии. Из звуковых средств экспрессии наиболее характерны смех и плач. Смех является выразителем нескольких эмоций, в разных ситуациях он имеет разные оттенки и смысл.

В повседневной жизни именно благодаря экспрессивным компонентам эмоционального реагирования мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, настроении окружающих людей.