Введение
Все более жесткая конкуренция на международном рынке ставит перед промышленниками и предпринимателями разных стран мира новые проблемы. К их числу относятся:
– проблема критичности времени, которое требуется для разработки, изготовления и организации продажи изделия;
– проблема обеспечения качества процессов проектирования, производства, эксплуатации и утилизации продукции;
– препятствия, связанные с конкуренцией на рынке эксплуатационного обслуживания;
– трудности, связанные с непосредственным снижением затрат (прямые капитальные, оплата труда в производстве, затраты послепродажного обслуживания и т.д.).
Особую роль в разрешении перечисленных проблем сыграли и продолжают играть информационные технологии, развитие которых можно проследить, например, в следующих областях:
– коммерция;
– проектирование и производство изделий;
– эксплуатация изделий.
Аналогично коммерческой области при применении информационных технологий для проектирования и производства в 1990-с гг. появилась потребность в совместном использовании информации. Особенно ярко данная потребность проявилась при реализации принципа "параллельного проектирования" и при создании "виртуальных предприятий".
Можно выделить следующие этапы развития новых информационных технологий в развитых странах:
1960-е гг. – автоматизация простейших производственных функций, первые разработки локальных систем управления в крупных фирмах для решения регулярных задач высокой размерности, в основном информационного и справочного характера, отдельные решения задач оптимального распределения ресурсов, межотраслевых балансов и т.д.;
1970-е гг. – простейшие интегрированные комплексы, работающие в пакетном режиме, повышение уровня интеллектуальности решаемых задач, формирование первых систем цифровой связи, отработка комплексных решений автоматизации управления на уровне предприятий, появление основных идей и начало формирования современной концепции новых информационных технологий;
1980-е гг. – расширение использования информационных технологий на основе распределенных информационных систем, воздействие элементов новых информационных технологий на всех участников производственных процессов, непосредственное влияние на процессы принятия решений высшего руководства фирм, революция качества на базе ISO 9000; CALS-технологии;
1990-е гг. – интеграция информационных технологий в различных областях, на базе новых информационных технологий бурно развивается международная интеграция бизнеса; Интернет и электронная коммерция, совместное использование данных и обмен информацией изменяют общество, возникают новые парадигмы подготовки и организации производства, стандарты реконфигурации и управления проектами, внедрение технологий "параллельного проектирования" и "виртуального предприятия".
По мере развития этого направления информационных технологий интерпретация аббревиатуры CALS, которая определяется как технологии жизненного цикла изделия, изменялась, отражая их постепенную эволюцию:
1985 г. – Computer-Aided of Logistics Support;
1988 г. – Computer Acquisition and Logistics Support;
1993 r. – Continuous Acquisition and Lifecycle Support;
1995 r. – Commerce At Light Speed.
Основным ОГЛАВЛЕНИЕм CALS-технологий является создание стандартных "интерфейсов" для различных промышленных технологий, бизнес-процессов, других сфер человеческой деятельности. Движущей силой развития этого направления информационных технологий стало осознание нарастающей сложности проблем, возникающих "на стыках" различных технологических процессов. Такая сложность связана прежде всего с многосторонностью функциональных информационных связей различных сфер деятельности общества, которые описываются логистическими процессами. Поэтому даже первоначальная аббревиатура CALS-технологий содержала понятие логистики, которое и осталось главным инструментом решения проблем жизненного цикла изделий.
Появление CALS связано с развитием программы "звездных войн". Генерал Абрахамсон (США), возглавлявший ее в то время, столкнулся с проблемой информационной разобщенности Пентагона (крупнейшего потребителя в США) и его поставщиков в промышленности. Высокая логистическая сложность его программы потребовала создания единой информационной системы взаимодействия со всеми крупнейшими фирмами американского военно-промышленного комплекса.
Основные промышленные фирмы США осознали преимущества национальной индустриальной интеграции, и в 1987 г. представители промышленности США выступили с инициативой создания Промышленной ассоциации по вопросам национальной безопасности – Американского промышленного управляющего комитета в области CALS (US ISO). Этот комитет координирует деятельность различных организаций США в области CALS. Аналогичные организации возникли в Великобритании (Промышленный совет Великобритании по CALS – UKCIC). Проведенная "демилитаризация" CALS позволила использовать эти технологии в гражданских областях и начать процесс международной интеграции под эгидой Общества логистиков (SOLE). Стало ясно, что CALS – не просто технология, а скорее культурная революция в индустрии, учитывающая масштабы перемен, порождаемых ею в сознании людей. Областями применения CALS можно считать:
– совершенствование деятельности в области разнородных процессов; информационная поддержка всех этапов жизненного цикла продуктов;
– интеграция всех предприятий, участников жизненного цикла продуктов;
– управление жизненным циклом продуктов.
В Европе возникает Европейская промышленная группа CALS. Создаются и проводятся как национальные проекты, так и проекты под эгидой Общего рынка. Большое внимание уделяется CALS-технологиям со стороны НАТО. В рамках этого ведомства осуществляются исследования в следующих областях: технические стандарты, функциональные метамодели, сетевые инфраструктуры, анализ рентабельности, принципы электронной коммерции, контрактное право и т.д.
Внедрение CALS набирает темпы в Тихоокеанском регионе – В Японии создан Промышленный форум по CALS. К 1995 г. был заключен меморандум по общему пониманию и кооперации в использовании стандарта STEP (ISO 10303). Начался этап международной информационной интеграции индустриально развитых стран в области поддержки бизнеса. В международных проектах принимают участие Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Китай и т.д.
Следует отметить, что в процесс развития CALS-технологий включился институт ISO (США). Таким образом, решения, разработанные и согласованные узким кругом стран, получили статус стандартов, определяющих стратегию мирового индустриального развития. На этом фоне произошло выделение из SOLE наиболее активной части участников процесса формирования новых информационных технологий в промышленности. Они организовали более узкую (и более закрытую) организацию под названием Международный CALS-конгресс (ICC). Штаб квартира ICC находится в г. Орландо (США). Официально заявлено, что ICC проводит политику неподдержания государств, отстающих в сфере CALS-технологий. Часть информации по тематике международной CALS-интеграции открыта в материалах ISO и системе CALS-центров, но основные программные средства поставляются на коммерческой основе.
Принятое в настоящее время международное определение CALS утверждает, что CALS – это стратегия промышленности и правительства, направленная на эффективное создание, обмен, управление и использование электронных данных, поддерживающих полный жизненный цикл изделия с помощью международных стандартов, реорганизацию предпринимательской деятельности и передовые технологии. К ключевым областям CALS в настоящее время относятся:
– реинжиниринг и управление проектами;
– параллельное проектирование;
– виртуальное предприятие;
– электронный обмен данными;
– распределенные системы поддержки принятия решений;
– интегрированная логистическая поддержка;
– многопользовательские базы данных;
– метаописание систем понятий и их хранение;
– репозитории метаописаний предметных областей;
– международные стандарты.
Начиная с 1997 г. происходят качественные изменения в социальном аспекте использования CALS. К этому времени довольно широкое распространение получают CALS-оболочки – программные средства, обеспечивающие подключение системы управления любого предприятия через стандартный интерфейс к системе информационного обмена мирового CALS-сообщества. Если до этого они были инструментом относительно крупных фирм в силу высокой стоимости, то развитие вычислительной техники привело к массовому использованию данного направления информационных технологий в производственной деятельности средних и малых предприятий. Начался лавинообразный рост числа фирм в развитых странах, имеющих CALS-оболочки (но оценкам 1998 г., их около 2 млн шт.). Таким образом, все они на разных уровнях вступили в процесс национальной или международной интеграции бизнеса.
Практически сама логистика как отрасль знаний об упорядочивании взаимосвязей между вещественными, информационными и энергетическими потоками, обеспечивающими оптимальное функционирование систем бизнеса и производства и т.д., является основой CALS-технологий и относится в рамках интегрированной логистической поддержки (ILS) к ключевым областям.
Данный учебник предназначен для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по направлениям и специальностям "Менеджмент", "Коммерция" и др., но может быть полезен также студентам других различных специальностей.
На сегодняшний день существует достаточно большое число учебников и пособий, освещающих различные процессы логистики (см. список литературы).
Опубликовано также множество монографий и узконаправленных учебных и учебно-методических пособий, посвященных математическим методам, моделям и информационным технологиям в логистике. Ими можно пользоваться в процессе обучения и в практической работе. Этот комплекс учебной литературы в целом описывает предмет логистики, но не является концентрированным содержательным пособием для среднего профессионального образования. Вместе с тем предлагаемый читателю учебник в своем содержательном исполнении охватывает все стороны учебного курса "Логистика", начиная от концептуальных, классификационных, функциональных и понятийных положений и заканчивая раскрытием конкретных моделей логистического сервиса. Особое внимание в нем уделено обеспечению современных информационных технологий на базе CALS-технологий.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать
• принципиальные положения формирования логистических процессов в логике информационного взаимодействия различных структурных образований;
• технологии реализации логистических структур управления вещественными, информационными и энергетическими потоками;
• частные решения организации потоков в различных направлениях влияния логистики;
уметь
• составлять логистические модели обслуживания различных направлений обеспечения производственной деятельности;
• решать частные задачи логистического обеспечения в производственных цепочках связей;
• строить логистический сервис;
владеть навыками
• информационных технологий логистического управления производством;
• моделирования управления движением потоков;
• организации служб снабжения; закупочной, производственной, распределительной и информационной логистик.
Учебник состоит из семи глав, объединяющих задачи, общие положения и методологию построения и функционирования логистичеких процессов.
В гл. 1 изложены классификационные особенности и области применения логистики, общие положения и методология логистических процессов. В гл. 2 содержатся материалы по информационному обеспечению логистических процессов. Далее, в гл. 3–5, представлены базовые положения по содержанию и структурному построению закупочной, производственной, распределительной и транспортной логистик, запасам и складированию в логистике. В гл. 6 и 7 приводится методология моделирования логистических процессов и организации логистического сервиса с примерами практического использования в книжном деле.